8 800 551-60-95

Диссертация

Диссертация

Тема:
Правовое регулирование труда несовершеннолетних

Предмет:
Трудовое право

Страниц:
116

Автор:
radosti

Цена:
12 000 Р

Автопроверка на копии: НЕ ПРОВЕРЕНО
Уникальность: НЕ ПРОВЕРЕНО
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Дифференциация правового регулирования труда несовершеннолетних работников………………………………………………11
1.1. История правового регулирования труда несовершеннолетних работников……………………………………………………………………….11
1. 2. Основания дифференциации труда несовершеннолетних работников….21
Глава 2. Особенности трудоустройства и профессионального обучения несовершеннолетних работников………………………………………………31
2.1. Особенности трудоустройства несовершеннолетних…………………....31
2.2. Профессиональное обучение и профориентация несовершеннолетних…44
Глава 3. Особенности возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений с несовершеннолетними работниками…………………………...53
3. 1. Прием на работу несовершеннолетних работников……………………..53
3. 2. Изменение трудового договора……………………………………………64
3. 3. Прекращение трудового договора с несовершеннолетним работником.71
Глава 4. Охрана труда несовершеннолетних работников………………….....76
4.1. Ограничения по использованию труда несовершеннолетних работников76
4. 2. Обеспечение безопасных условий труда…………………………...…….87
Заключение……………………………………………………………………….96
Список использованных источников…………………………………...……..102

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.


ВВЕДЕНИЕ

Среди социальных отношений, испытывающих правовое воздействие и объективно нуждающихся в правовом регулировании, важное место занимают отношения трудового характера. «Труд – естественное, нормальное состояние человека, вся его жизнь проходит в труде» . Право должно признавать это обстоятельство, хотя и «далеко не всякий труд регулируется правом» .
В разные исторические эпохи юридическое восприятие труда существенно менялось. Современное развитие права и правовой мысли тесно связано с признанием права на труд в значении основополагающих социальных прав человека и гражданина, подлежащих государственному признанию и обеспечению.
В Российской Федерации работник как субъект трудовых отношений является высшей конституционной ценностью, и его основные права и свободы должны признаваться, соблюдаться и защищаться государством, согласно установлению ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). При этом трудовые права должны гарантироваться согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые наряду с ратифицированными Российской Федерацией международными договорами являются составной частью ее правовой системы (ч. 1 ст. 17, ч. 4. ст. 15 Конституции РФ). Источником российского трудового права выступает, в частности, Всеобщая декларации прав человека, согласно статье 23 которой каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы . В целом же круг источников права международного характера, которые должны учитываться и применяться при регулировании труда, весьма широк.
С учетом приведенных положений следует подходить и к правовому регулированию труда несовершеннолетних в Российской Федерации, к его осмыслению и анализу, выработке рекомендаций по совершенствованию. При этом, как указывается в литературе, опираясь на существующие достижения и принцип научной и образовательной преемственности нужно отказаться от «непоколебимой веры» в догмы советского периода, искать ответы на вопросы в системной связи с достижениями других юридических, а также гуманитарных, технологических и технических наук . В конце второго десятилетия XXI века трудовая деятельность приобретает черты и формы ранее не известные и невозможные (дистанционные, телекоммуникационные и др.). Специфическим трудовым содержанием наполняются смежные виды личностного самоопределения (спорт, искусство). Все это определяет актуальность общих и специальных правовых исследований и обобщений применительно к сферам труда и занятости.
Конституция РФ провозгласила свободу труда и закрепила право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37). Широко вовлечены в трудовую деятельность и часто объективно заинтересованы в этом и несовершеннолетние. Однако труд (физический и умственный) как способ заработка и средство получения финансово обеспеченного доступа к социальным благам не должен получать превалирующего значения в их жизни. Несовершеннолетние и в особом юридическом смысле являются детьми, а детство признается собой конституционной ценностью, находящейся под защитой Российской Федерации как правового и социального государства (ст. 7, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Дети, прежде всего, должны иметь возможность учиться, развиваться, формируясь как личности. Тем самым на уровне конституционных установлений определяются особые (правозащитные) параметры сферы трудовой самореализации несовершеннолетних, вступающих в трудовые отношения с работодателями, а также соответствующих институтов науки и отрасли трудового права Российской Федерации.
Несмотря на большое число научных публикаций, многие российские ученые сходятся на важности дальнейшего обоснования гарантий трудовых прав несовершеннолетних в Российской Федерации, путей совершенствования профильного законодательства . К числу актуальных направлений, которые я также планирую осветить в своей работе, относят трудоустройство, профессиональную ориентацию и обучение, возникновение и прекращение трудовых отношений, охрану и обеспечение безопасных условий труда несовершеннолетних.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения и защиты наемного труда несовершеннолетних в Российской Федерации.
Предметом диссертационного исследования являются теоретические и практические аспекты формирования, становления и развития института правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, проблемы усовершенствования соответствующих механизмов с учетом конституционных и международно-правовых стандартов и требований, возможностей использования зарубежного опыта.
Цель исследования заключается в анализе и обобщении идей и положений, выработанных отечественной наукой трудового права по вопросам регулирования, гарантий и защиты наемного труда несовершеннолетних, отражении и осмыслении исторического опыта соответствующего законодательного регулирования, уточнении современного состояния правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации и потенциальных путей его усовершенствования.
В связи с обозначенной целью мною поставлены следующие задачи диссертационного исследования:
- показать историю и проанализировать опыт зарождения и эволюции правового (законодательного) регулирования трудовых отношений с участием несовершеннолетних в России;
- рассмотреть теоретические аспекты и объективно предопределенные основания дифференциации труда несовершеннолетних работников;
- осуществить анализ специальных предпосылок и особых форм трудоустройства несовершеннолетних как средства гарантирования их социальных прав;
- показать существующие виды профессионального обучения и профориентации несовершеннолетних и охарактеризовать их значение;
- провести анализ специфики законодательного регулирования приема несовершеннолетних на работу, заключаемых с ними трудовых договоров, их изменения и прекращения;
- проанализировать систему законодательных ограничений по использованию труда несовершеннолетних в Российской Федерации и обозначить связанные с этим проблемы;
- дать характеристику нормативных установлений, направленных на обеспечение безопасных условий труда несовершеннолетних работников, и практики их реализации.
Методология диссертационного исследования. В ходе работы мною использовались широко признанные в науке права методы диалектического и историко-правового познания; частно-научные методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и социологический; а также такие приемы познания как анализ и синтез, необходимые для работы с массивом нормативно-правовых актов, дедукция и индукция, позволяющие делать умозаключения по принципу «от частного к общему» и «от общего к частному, что применительно к предмету исследования было особенно важно.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы советских и современных ученых-юристов, признанных в науке трудового права, а также труды ряда известных теоретиков права: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Э.Н. Бондаренко, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, С.А. Иванова, В.М. Лебедева, Р.З. Лившица, Н.Л. Лютова, О.М. Медведева, Ю.П. Орловского, А.С. Пашкова, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, Л.А. Сыроватской, Э.Г. Тучковой, В.Ф. Цитульского, О.А. Шевченко, Е.Б. Хохлова, Н.Н. Яворчук и др.
Нормативную базу и эмпирическую основу исследования составили Конституция РФ, международные нормативные правовые акты, международные договоры Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, материалы практики Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также практик общих судов, официальные статистические данные.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что автором проведен комплексный анализ проблем в сфере правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, обобщены выраженные в науке российского трудового права представления по данным вопросам и рекомендации их разрешения, сформулирована авторская позиция. Работа может использоваться преподавателями вузов и магистрантами-юристами, обучающимися по тематически близким направлениям специализации.
Положения, выносимые на защиту:
-----------------------------

Список использованных источников
Источники правоустанавливающего характера

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1998. 10 дек.
3. Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г. (ETS N 35), Страсбург, 3 мая 1996 г. (ETS № 163)) // Труд за рубежом. 2009. № 2.
4. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года: вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
5. Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 44. Ст. 448.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. I Ст. 3.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
11. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
14. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
15. Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // СЗ РФ. 2000. № 46. Ст. 4538.
16. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
17. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об инновационном центре "Сколково"» // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4970.
18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
19. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7622.
20. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.
21. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6991.
22. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4281.
23. Федеральный закон от 1 июля 2017 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 27. Ст. 3936.
24. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991. № 18. Ст. 566.
25. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1113.
26. Постановление Правительства РФ от 20 марта 2000 г. № 238 «Об обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году» // Бюллетень министерства труда и социального развития. 2000. № 4.
27. Постановление Правительства РФ от 07.11.2005 г. № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4657.

28. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160 (ред. от 30.07.2014) Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда // СЗ РФ. 2011. № 2. Ст. 342.
29. Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 (ред. от 04.08.2015) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» // СЗ РФ. 2012. № 38. Ст. 5103.
30. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» // СЗ РФ. 2013. № 48. Ст. 6279.
31. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям» // СЗ РФ. 2016. № 36. Ст. 5414.
32. Постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 г. № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1999 № 1817) // Российская газета. 1999. 30 июля.
33. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 г. № 4209) // Российская газета. 2003. 22 фев.
34. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. 2008. № 2.
35. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 г. № 22111) // Российская газета. 2012. № 73.
36. Приказ Минтруда России от 12.02.2013 г. № 58н (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2013 № 28361) // Российская газета. 2013. № 107.
37. Приказ Минтруда России от 23.08.2013 № 380н (ред. от 29.07.2014) «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2013 № 30246) // Российская газета. 2013. № 255.
38. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования // Российская газета. 2013. № 232.
39. Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 № 40168) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 6.
40. Приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2016 № 42578) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 31.
41. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09» (вместе с «СанПиН 2.4.6.2553-09. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.11.2009 г. № 15172) // Российская газета. 209. № 217.
42. Письмо Минздрава России от 16.05.2017 г. № 15-2/3036225-9596 «О санитарно-эпидемиологических требованиях к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» // СПС КонсультантПлюс.
43. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004) // Библиотека инженера по охране труда. 2005. № 1.
44. Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда // Ваше право. 2015. № 15.
45. Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2018 - 2020 годы (утв. Профсоюзом машиностроителей РФ, Росстандартом) // Солидарность. 2018. № 13.
46. Постановление НКТ СССР от 5 июля 1929 г. № 215 «Правила об охране труда работников цирков» // Известия НКТ СССР. 1929. № 31.
47. Кодекс законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
48. Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 г. (ред. от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // Ведомости ВС РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.
49. Постановление Совета Министров СССР от 4 декабря 1963 г. № 1186 «Об улучшении трудоустройства подростков» // СП СССР. 1963. № 21. Ст. 208.

Научная, учебная и специальная литература
1. Алексеев С.В. Особенности регулирования труда и правового статуса отдельных категорий спортсменов // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 4. С. 2 – 7.
2. Алексеев С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 1989.
3. Алистархов В. Трудоустройство несовершеннолетних как показатель зрелости компании // Трудовое право. 2013. № 11. С. 43 – 49.
4. Артемова И.В. Новый порядок прохождения практики в вузах // Советник в сфере образования. 2016. № 1. С. 40 – 46.
5. Балицкий К.С. Процедура расторжения трудового договора в связи с неоднократным неисполнением работником трудовых обязанностей: доктринальный аспект // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 11 – 17.
6. Бару М.И. Трудовое правоотношение и профессиональная подготовка // Советское государство и право. 1965. № 9. С. 38 – 43.
7. Болдырев В.А. Аутстаффинг: смежные правовые явления и новая официальная концепция // Право и экономика. 2015. № 11. С. 56 - 62.
8. Буянова А.В. Возникновение и изменение трудовых правоотношений с несовершеннолетним // Современный юрист. 2013. № 2 (3). С. 119.
9. Буянова А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 36 с.
10. Васильев В.А. Представительство несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2009. № 10. С. 53 – 59.
11. Вербина О.Л. О роли органов местного самоуправления в реализации конституционного права граждан на защиту от безработицы и содействие занятости // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 2. С. 2 – 7.
12. Витко В.С., Цатурян Е.А. Юридическая природа договоров аутсорсинга и аутстаффинга. М.: Статут, 2012.
13. Волницкая О.И. Надзор за исполнением законов о защите трудовых прав несовершеннолетних // Законность. 2013. № 3. С. 12 – 17.
14. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных нетипичных субъектов трудового права // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4. С. 139 – 147.
15. Головина С.Ю. Расторжение трудового договора по законодательству государств - членов Евразийского экономического союза // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 24 – 29.
16. Давыдова Е.В. Нюансы трудоустройства несовершеннолетних // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 10. С. 60 – 70.
17. Денисова Е. Актеры в рекламе: правовые аспекты // Трудовое право. 2017. № 5. С. 35 - 44.
18. Драчук М.А. Еще раз к дискуссии о трудовом договоре как источнике права (памяти Л.Ю. Бугрова) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 3. С. 85 – 87.
19. Ершов В.В., Ершова Е.А. Трудовой договор. М.: Дело, 2000.
20. Жильцов М.А. Конкретизация норм трудового права // Российский ежегодник трудового права. 2008. № 4 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2008. С. 221 - 230.
21. Зайцева Л.В. Представительство работников в индивидуальных трудовых отношениях // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С. 149 – 156.
22. Иванов С.А. Кризис советского трудового права // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 38 – 45.
23. Ильин А.Г., Звездина И.В., Эльянов М.М. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 57 – 65.
24. Калмыкова Ю.Н. Трудись, пока молодой // Руководитель бюджетной организации. 2011. № 2. С. 37 – 41.
25. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Э.Н. Бондаренко, К.Н. Гусов, М.Л. Захаров и др.; под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014.
26. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (7-е издание, исправленное, дополненное и переработанное) (отв. ред. Ю.П. Орловский). КОНТРАКТ", "КНОРУС", 2015. СПС КонсультантПлюс.
27. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Извлечения: научно-практический комментарий (постатейный) / М.А. Архимандритова, А.К. Гаврилина, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: КОНТРАКТ, 2012. 526 с.
28. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный). Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. // СПС КонсультантПлюс.
29. Комментарий к Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (постатейный) / Бондарева Э.С., Шавин В.А., Чершинцева Е.А., Зенков М.Ю., Бирюкова Т.А., Богатырева Н.В., Слесарев С.А., Тишин Р.В. // СПС КонсультантПлюс. 2015.
30. Крылова Э.Ю. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним работником // Судья. 2015. № 7. С. 43 – 48.
31. Кузина М. Охрана труда: соблюдать и/или ждать штрафов? // Административное право. 2015. № 2. С. 49 – 53.
32. Лебедев В.М. Основные направления развития науки трудового права // Вестник Томского государственного университета. Право. 2011. № 1. С. 22 – 27.
33. Лебедев В.М., Воронкова Е.Р., Мельникова В.Г. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). Книга первая / под ред. В.М. Лебедева. М.: Статут, 2007. // СПС КонсультантПлюс.
34. Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: поиск концепции // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 46 – 50.
35. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2006.
36. Малеина М.Н. Договоры о целевом приеме и целевом обучении // Lex russica. 2015. № 7. С. 69 – 76.
37. Медведев О.М. Некоторые правовые вопросы обеспечения занятости населения // Государство и право. 1992. № 8. С. 64 – 69.
38. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: монография / Э.Н. Бондаренко, Е.С. Герасимова, С.Ю. Головина и др.; под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.
39. Миронов В.И. Трудовое право: учеб. М.: Журнал «Управление персоналом». 2004.
40. Молодцов М.В. К вопросу о предмете и системе советского трудового права. В кн.: Проблемы трудового права и права социального обеспечения. М., 1975. С. 52 – 59.
41. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма. 2003.
42. Невинная И. Пошел работать, очнулся – гипс // Российская газета. 2013. 23 июля.
43. Никитина Е.М. Регулирование труда и занятости несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 2(7). С. 35 – 41.
44. Нуртдинова А.Ф. Заемный труд: особенности организации и возможности правового регулирования // Хозяйство и право. 2004. № 9. С. 12 – 17.
45. Орловский Ю.П. Контракт и его роль в возникновении, изменении и прекращении трудового правоотношения // Советское государство и право. 1991. № 8. С. 57 – 64.
46. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015.
47. Пашков А.С. Собственность и труд: правовые аспекты взаимодействия // Советское государство и право. 1991. № 11. С. 25 – 31.
48. Пластинина Н. Трудовые споры по вопросам вахты // Трудовое право. 2015. № 9. С. 53 – 65.
49. Пресняков М.В. Особенности регулирования труда лиц до 18 лет // Трудовое право. 2010. № 6. С. 18 – 25.
50. Пресняков М. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций // Трудовое право. 2011. № 12. С. 104 – 109.
51. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. 928 с.
52. Рудинский Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина // Советское государство и право. 1991. № 9. С. 8 – 11.
53. Сборник «Конвенций и рекомендаций», принятый Международной Конференцией труда. Т. I, II. Женева: МБТ, 1991.
54. Сборник правовых актов Международной организации труда, действующих в Российской Федерации / Сост. С.П. Маврин. СПб., 2004.
55. Семенова Е. Аутстаффинг по новым правилам // ЭЖ-Юрист. 2016. № 4. С. 10 – 11.
56. Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В. Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел III. Трудовой договор: постатейный научно-практический комментарий М.: Библиотечка "Российской газеты", 2013. Вып. VII - VIII. 720 с.
57. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
58. Смирнов О.В. Трудовое право. М.: Издательство «ТК Велби». 2008.
59. Тарасенкова А.Н. Труд детей и подростков: что говорит закон. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 21 // СПС Консультант Плюс.
60. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2010.
61. Трошина С. Злоупотребление работодателем правами // Трудовое право. 2011. № 10. С. 82 – 87.
62. Трудовое право России. Практикум: учебное пособие / К. Н. Гусов, Э. Н. Бондаренко, К. Д. Крылов [и др.]; под ред. К. Н. Гусова, Э. Г. Тучковой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014.
63. Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. М., 1998.
64. Уржинский К.П. Гарантии права на труд. М., 1981.
65. Фабрициус Ф. Положение рабочего в системе рыночного хозяйства и общепризнанные права человека // Государство и право. 1992. № 8. С. 150 – 154.
66. Ханина К. Споры с работниками: доказывание корректности увольнения по сокращению численности или штата // Трудовое право. 2013. № 2. С. 71 – 89.
67. Хлебников П. Споры и ошибки при увольнении в связи с изменением организационных и технологических условий // Трудовое право. 2017. № 4. С. 13 – 22.
68. Цитульский В.Ф. Социально-партнерское регулирование трудовых отношений в России (история, теория, тенденции развития): Монография. М., 2006.
69. Шадрина Т.В. Что нужно знать работодателю о труде подростков? // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2010. № 12. С. 24 - 32.
70. Шамрин М.Ю. Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка с органами прокуратуры России: теоретико-правовой аспект // Административное право и процесс. 2016. № 12. С. 67 - 68.
71. Щербакова О.В. Применение моральных норм и нравственных принципов при правовом регулировании труда работников религиозных организаций // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 2. С. 121 – 128.
72. Щербакова О.В. Моральные и нравственные нормы при регулировании труда работников религиозных организаций // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 39 – 46.
73. Щур Д.Л. Изменение Трудового кодекса РФ: Крайний Север, субсидиарная ответственность работодателя, средний месячный заработок, совместительство, оплата труда и другие вопросы // СПС КонсультантПлюс. 2014.
74. Щур-Труханович Л.В. Аутсорсинг (предоставление и использование труда работников (персонала)) по новым правилам // Кадры предприятия. 2016. № 1. СПС «КонсультантПлюс».
75. Щур-Труханович Л.В. О возрасте, с которого допускается заключение трудового договора в Российской Федерации // Трудовое право. 2006. № 8. С. 52 – 56.
76. Югова Л.И. Роль работодателя в отношениях с несовершеннолетними работниками // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 47 – 48.
77. Яворчук Н.Н. Правовое регулирование труда молодежи в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Дисс. … канд. юрид. наук. СПб, 2005.
78. Яворчук Н.Н. Правовые гарантии, предоставляемые молодежи, и их роль в регулировании отношений в сфере труда // Российский ежегодник трудового права. 2006. № 2 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2007.
79. Яворчук Н.Н. Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: некоторые аспекты // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 5 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2010.

Акты высших судов
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П по делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского // СЗ РФ. 2015. № 41 (часть III). Ст. 5726.
2. Постановление ЕСПЧ от 23.09.2010 г. «Дело "Обст (Obst) против Германии" (жалоба № 425/03)» // Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2015. № 6(18).
3. Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 г. № 840-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Вестник Центризбиркома РФ. 2010. № 7.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 г. № 1041-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Князева Андрея Андреевича на нарушение его конституционных прав статьей 74 и пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 г. № 1098-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильменейкина Павла Вениаминовича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 45, частью третьей статьи 198, частями первой, второй и четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положениями статей 72, 72.1, 72.2 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 2007. № 3.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Бюллетень ВС РФ. 2014. № 4.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров» // Бюллетень ВС РФ. 2016. № 2.
Глава 2. Особенности трудоустройства и профессионального обучения несовершеннолетних работников
2.1. Особенности трудоустройства несовершеннолетних

Представление об особой обязанности государства содействовать трудовой занятости населения, включая специфическую форму трудоустройства, также связано с советским периодом российской истории. В то время принималось значительное количество нормативных правовых актов, преимущественно исполнительной власти, которые уточняли различные аспекты трудоустройства и обеспечивали необходимую регламентацию такой публично-властной деятельности. Многие из них целевым образом были направлены на трудоустройство несовершеннолетних. В частности, на правительственном уровне устанавливалась броня для приема на работу подростков в пределах общей численности работающих на предприятии лиц, что исключало необоснованные отказы работодателей .
Для предприятий на базе частной собственности такие гарантии вряд ли возможны, что компенсируется иными преимуществами труда . Не утрачена полностью и идея советской «брони», находящее преломление в понятии и практике квотирования, о чем будет сказано далее.
Накануне конституционных преобразований был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (далее – Закон о занятости), прошедший проверку на конституционность и сохраняющий свое регулирующее значение. Трудоустройство отнесено этим Законом к виду специальных мер по защите от безработицы как деструктивного социально-экономического явления, объективно порождающего угрозы нарушения конституционных прав и свобод граждан, дестабилизации конституционного правопорядка. В такой защите нуждаются и несовершеннолетние, в особенности, стремящиеся либо по тем или иным обстоятельствам вынужденные начать зарабатывать на жизнь.
Предмет настоящего исследования соотносится с наемным трудом и непосредственно трудовыми отношениями. Понятие занятости очевидно более широкое. Так, в науке права обосновано значение категории «форма обеспечения занятости», как хотя и связанной с реализацией права на труд, но имеющей самостоятельное содержание и раскрывающей то, каким образом это право обеспечивается, в том числе через систему трудоустройства, а также каким образом человек может воспользоваться существующими (созданными) способами и средствами позволяющими ему приобрести и повысить свою профессиональную состоятельность (профориентация, подготовка и переподготовка кадров и т.д.) . В этой связи отмечается, что переход к рыночной экономике и ее функционирование не означают отхода от государственного регулирования соответствующих отношений, а приоритетными здесь должны стать формы занятости для социально уязвимых слоев населения. Отказ же от ряда существовавших в советский период форм обеспечения занятости, например, от планового распределения обученных кадров поле подготовки в учебных заведениях, считают ошибкой, нуждающейся в правовом исправлении .
Говоря о месте норм об обеспечении занятости в системе трудового права, ученые-юристы сходятся в части признания институтов (подинститутов) особенной части трудоустройства (отношения между гражданами, получившими направление на работу (учебу) и предприятиями (учебными заведениями)), а также подготовки и повышения квалификации работников .
Тем самым, в систему трудового права трудоустройство входит только в особенном (узком) смысле. Именно о таком трудоустройстве, по-видимому, говорится в ст. 272 ТК РФ, согласно которой особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Эти вопросы будут рассмотрены далее в разделе о приеме на работу.
В то же время важное значение сохраняет трудоустройство как деятельность и отношения за рамками трудового права в узком смысле, как то, что выводит потенциальных работников на стадию заключения трудовых договоров. В периоды экономических кризисов найти достойную работу молодым людям бывает совсем не просто. В особенности, работу временную, на определенный период их незанятости образовательными обязанностями. Также непросто разработать и внедрить правовой механизм, который позволял бы регулировать трудоустройство несовершеннолетних, несмотря на понятное стремление предпринимателей-работодателей отдавать предпочтение при приеме на работу лицам, имеющим трудовой стаж и профессиональные достижения. Например, в процессе осуществления прокурорского надзора выясняется, что трудности возникают у несовершеннолетних при трудоустройстве из-за отсутствия рабочих мест . Однако установить насколько добросовестно обосновывают свою позицию работодатели, – весьма проблематично, поскольку всегда имеет место комбинация объективных и субъективных факторов. К числу подобных факторов В. Алистархов относит сложности законодательного регулирования процедуры их найма на работу, большое количество ограничений при трудоустройстве, коррупционную составляющую контролирующих государственных органов. Поэтому, заключает ученый, «работодателю проще и безопаснее использовать труд несовершеннолетних неофициально или вообще отказаться от такого опыта» .
«Проще» не значит правильно. Работодатели должны проявлять при решении соответствующих проблем социальную ответственность и профессиональную подготовленность. Как пишет В.М. Лебедев, «технологический процесс, внедренный работодателем (собственником) в своей организации, – безусловный диктатор производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Поэтому работодатель осуществляет подбор и расстановку кадров в организации, используя наработки представителей технологических наук, и … на этой основе разрабатывает нормы технологического процесса как локального нормативного правового акта». Без знания таких норм, продолжает ученый, сложно объяснить, почему нельзя считать дискриминацией отказ в приеме на работу лиц, не соответствующих определенным критериям, или нельзя говорить о совершенствовании правовых норм, регулирующих труд, в том числе и подростков .
Тем не менее, руководствуясь конституционными социальными приоритетами, российское государство прилагает усилия по устранению таких «технологических барьеров», хотя бы и форме установлений рекомендательного характера. Например, Правительство РФ неоднократно рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ, совместно с профсоюзами и молодежными организациями, создавать временные рабочие места на периоды каникул для подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования .
Следует отметить, что федеральный законодатель перенес центр тяжести соответствующих публично-властных функций по трудоустройству на субфедеральный уровень. Согласно положениям ст. 7.1.1 Закона о занятости, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: разработка и реализация региональных программ содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; оказание государственных услуг по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.
Содействие временному трудоустройству несовершеннолетних предусмотрено, в частности, Законом г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве» и конкретизирующем порядок его реализации Постановлении Правительства г. Москвы от 21.04.2009 г. № 346-ПП как города федерального значения .
Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, учебных рабочих мест (п. 1 ст. 7.2 Закона о занятости). В литературе приводят примеры успешной организации и ведения такой работы .
Федеральный государственный стандарт трудоустройства как государственной (публично-властной) деятельности утвержден на подзаконном (ведомственном) уровне . Он устанавливает требования к порядку предоставления услуги по временному трудоустройству несовершеннолетних, к составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при ее предоставлении.
Как уже отмечалось, одним из средств обеспечения трудоустройства несовершеннолетних является специальное квотирование рабочих мест, которое осуществляют органы государственной власти субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет. При этом названным Законом (ч. 2 ст. 11) предусматривается, что работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для трудоустройства.
В литературе указывается, что «под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории». Наиболее часто квота устанавливается в отношении организаций, имеющих определенную численность .
Так, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, установил (на альтернативной основе) квоту в размере 2% от среднесписочной численности работников для трудоустройства молодежи (в том числе, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) .
Направить несовершеннолетнего для трудоустройства по квоте должна служба занятости в субъекте РФ. В таком случае, в соответствии пунктом 5 ст. 25 Закона о занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу, он (работодатель) делает в направлении отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд (ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 ТК РФ).
Важно учитывать, что гражданин, имеющий направление на трудоустройство органом службы занятости, имеет равные с иными кандидатами права и обязанности при приеме на работу .
Вопрос о возможности квотирования рабочих мест для несовершеннолетних может решаться и на уровне отраслевых соглашений как источников трудового права .
Трудоустройство несовершеннолетних нередко осложняется возрастными особенностями их психического развития. В этой связи большое значение получает бесплатная государственная услуга по профессиональной ориентации, имеющая утвержденный Стандарт . Услуга включает, в том числе, определение с участием несовершеннолетнего гражданина видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, возможных направлений прохождения профессионального обучения и (или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение успешности в профессиональной деятельности.
Согласно ст. 3 Закона о занятости, несовершеннолетние граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут быть признаны безработными. Такой легальный статус дает им дополнительные гарантии трудоустройства. Гражданам, признанным безработными, предоставляются меры социальной защиты от безработицы, включая выплату пособия по безработице, право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства и соответствующую финансовую поддержку, а также получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии, право на бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, ст. 22.1, п. 1 ст. 28 Закона о занятости).
При этом согласно ст. 23 Закона о занятости, несовершеннолетним выпускникам общеобразовательных организаций, а также впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим квалификации, предоставлено право профессионального обучения в приоритетном порядке.
Как указал Конституционный Суд РФ, такие меры имеют целью стимулирование граждан к обращению в органы службы занятости за содействием в подборе подходящей работы и трудоустройстве и, соответственно, направлены на сокращение латентной безработицы, что согласуется с основными целями государственной политики содействия занятости населения. Вместе с тем наделение граждан, признанных безработными, правами, обеспечивающими содействие занятости и социальную поддержку в период безработицы, в большем объеме по сравнению с гражданами, ищущими работу и не имеющими статуса безработного, обусловливает необходимость приобретения гражданином данного статуса в установленном законом порядке .
Соответствующие порядок и условия установлены в ст. 3 Закона о занятости, а также конкретизированы в специальных Правилах .
Дополнительные гарантии трудоустройства имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это вполне оправдано, поскольку, как я уже отмечала, устроится на работу сегодня совсем не просто, а экономическое положение названных категорий несовершеннолетних наиболее уязвимо.
Согласно положениям п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Кроме того, в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ устанавливается, что работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увольняемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата работников, работодатель (его правопреемник) обязан обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством у данного или другого работодателя.
На правительственном уровне установлены специальные нормы материального обеспечения особых категорий, получающих профессиональное обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .
В силу образовательной занятости несовершеннолетних некоторые аспекты их трудоустройства получают отражение и в профильном законодательстве. Так, в соответствии с положением ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. В такой ситуации Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
В текущем XXI столетии к проблеме трудоустройства нужно подходить, учитывая особенные возможности и формы трудовой самореализации, которые дают информационные и телекоммуникационные технологии. В этой связи, в частности, выработано и вошло в научный оборот понятие «телеработа», которое используется для обозначения работы, осуществляемой вне производственных помещений работодателя и с использованием различных средств коммуникации. При этом отграничение надомника – наемного работника от независимого подрядчика, выполняющего работу на дому, производится с учетом положений принятой МОТ в 2006 г. Рекомендации № 198 «О трудовом правоотношении» .
Цель исследования заключается в анализе и обобщении идей и положений, выработанных отечественной наукой трудового права по вопросам регулирования, гарантий и защиты наемного труда несовершеннолетних, отражении и осмыслении исторического опыта соответствующего законодательного регулирования, уточнении современного состояния правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации и потенциальных путей его усовершенствования.

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

Отпуска

Трудовое право

2014
1000.00 р
36
Курсовая работа
?