8 800 551-60-95

Дипломная работа

Дипломная работа

Тема:
Развитие коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе

Предмет:
Литература

Страниц:
64

Автор:
shvedova

Цена:
4 000 Р

Автопроверка на копии: НЕ ПРОВЕРЕНО
Уникальность: НЕ ПРОВЕРЕНО
Содержание
Введение.................................4
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе …………………………………………………7
1.1. Психолого-педагогические особенности развития и образования пятиклассника…………………………..………………………..…....7
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе………………………………….….….…12
Глава 2. Методические подходы к развитию коммуникативных умений школьников на уроках литературы ……………………..………………….…...15
2.1. Характеристика заданий, представленных в учебнике В.Я. Коровиной, с точки зрения формирования умений коммуникации……………………….................….15
2.2. Обзор методической литературы по теме исследования……………….................17
Глава 3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений пятиклассников в процессе работы над художественными произведениями (по программе В.Я. Коровиной)……………….……………………21
3.1. Формирование коммуникативных умений на уроках литературы через приёмы работы с текстом……………………………………………………...........….21
3.2. Формирование умения постановки вопросов к тексту…………….............….…..34
3.3. Развитие коммуникативных умений на уроках литературы посредством индивидуальной, парной и групповой работы……….………………...................……….37
3.4. Методическая разработка урока по теме "Притчи – уроки жизни"…….…………………………………..46
Заключение..............................58
Список литературы..............................61

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Введение
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. «Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире» [2, с. 55].
В данной работе мы раскрываем особенности формирования коммуникативных умений на уроках литературы. Данные умения обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Учащийся с развитыми коммуникативными умениями успешно работает с текстами любой тематики, что позволяет ему без труда усваивать материал школьных учебных предметов.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования коммуникативных умений, так как, осуществляя анализ художественного произведения, целесообразно использовать на уроке приемы, направленные на осмысление содержания текста. В современном образовании большое внимание работе с текстами уделяется в начальной школе. Важно осуществить эту преемственность при переходе учащихся в основную школу. Развитие умений коммуникации у пятиклассников способствует их успешной адаптации и включению в учебную деятельность среднего звена. Формирование данных умений способствует повышению качества знаний по предмету и создает условия для успешной социализации личности.
Актуальность темы обосновывается тем, что развитие коммуникативных умений является одной из важнейших задач педагога в процессе обучения учащихся 5 класса. Литература – один из самых важных предметов, где особое внимание уделяется работе с текстом, поэтому данный урок является благоприятной «почвой» для формирования рассматриваемых умений.
Цель исследования: представить возможности развития коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной.
Исходя из цели исследования, в работе ставятся следующие задачи:
1) определить подходы к формированию коммуникативных умений в психолого-педагогической и методической литературе;
2)проанализировать программу по литературе для 5 класса под редакцией В.Я Коровиной с точки зрения развития коммуникативных умений;
3) разработать методические рекомендации по формированию данных умений на уроках литературы и апробировать их на практике;
4) проиллюстрировать приемы развития коммуникативных умений методической разработкой урока по теме «Притчи – уроки жизни».
Объект исследования: коммуникативные умения.
Предмет исследования: приемы развития коммуникативных умений на уроках литературы.
Методы, используемые в дипломной работе:
1) анализ образовательной программы;
2) метод выборки заданий;
3) описательный метод;
4) поисковый эксперимент.
Методологичекой основой исследования особенностей формирования коммуникативных умений явились работы О. В. Запятой, И. С. Волегжаниной, Н. И. Дереклеевой, Л. В. Епишиной, И. А. Колесниковой. Рассматривая текстоцентрический подход в обучении школьников, мы опирались на статью Н. А. Горбачовой. Изучая психолого-педагогические особенности десяти – одиннадцатилетнего возраста, мы обращались к трудам Л. С. Выготского, С. П. Барановой, Е. С. Денисовой и др.
Практическая значимость: материал исследования может быть использован учителями литературы при планировании уроков, составлении авторских учебных программ.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В 1 главе «Теоретические основы формирования коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе» нами рассматриваются психолого-педагогические особенности развития 5-классника, особенности формирования коммуникативных умений на уроках литературы в 5 классе.
Глава 2 «Методические подходы к развитию коммуникативных умений школьников на уроках литературы» включает в себя характеристику заданий, представленных в учебнике В. Я. Коровиной, с точки зрения формирования умений коммуникации и обзор методической литературы по теме исследования.
В 3 главе нашей работы «Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений пятиклассников в процессе работы над художественными произведениями (по программе В.Я. Коровиной)» представлено формирование коммуникативных умений на уроках литературы через приёмы работы с текстом, развитие данных умений на уроках литературы посредством индивидуальной, парной и групповой работы. Также 3 глава содержит примеры заданий, формирующих умение постановки вопросов к тексту, и методическую разработку урока по теме «Притчи – уроки жизни».
Список используемой литературы
1.Антипова М.А. Методические идеи Н.И. Кудряшова, их значение для современного литературного образования//Литература в школе. – 2015. - №8.
2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Асмолов А.Г. – М.: Просвещение, 2011.
3.Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. - № 5.
4.Баранова С.П. Педагогика.– М., 2006.
5.Большакова Т. В. «Да были люди в наше время…» Материалы к уроку изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». 5 класс.//Литература в школе. – 2013. – №9.
6.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции. – Омск, 2010.
7.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.

8. Горбачева Н.А. Текстоцентрический подход в обучении школьников. –Кишинэу: Институт педагогических наук , 2012.
9.Григорченко И. А. Применение системно-деятельностного подхода на уроках литературы. 5 класс.//Литература в школе. – 2015. – №7.
10.Денисова Е.С. Возрастная психология детей. М.: Просвещение, 2008.
11.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. Текст. М.: ВАКО, 2013.
12.Домаскина Т. Е. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Итоговый урок. 5 класс//Литература в школе. – 2015. - №6.
13.Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
14.Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2007. - №11.
15.Еремина О. А. Уроки литературы в пятом классе: кн. для учителя/О. А. Еремина. – М.: Просвещение, 2008.
16.Ермолова И. М. Групповая работа на уроках литературы: легко, просто, интересно. //Литература в школе. – 2015. - №8.
17.Запятая О. В. Коллективный способ обучения.// Научно-методический журнал . - 2011. - №12.
18.Запятая О. В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе. Красноярск, 2011.
19.Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. От системы к тексту. - М., 2002.
20.Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 2004.
21.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2011.
22.Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
23.Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. - М., 2007.
24.Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
25.Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
26.Коровина В. Я. Рабочая программа по литературе для 5 класса.
27.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей, классных руководителей и др. - Ростов н\Д: Учитель, 2006.
28.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975.
29.Леонтьев А.А.Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974.
30.Лурия А. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Московский университет, 1975.
31.Мальцева, К.П. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания Текст.- М.: АПН РСФСР, 1976.
32.Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.
33.«Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»; Письмо Министерства Образования РФ от 21 мая 2004 г. № 14- 51-140/13.
34.Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. - М.: 2008.
35.Сейтягаева П. К. Виды творческих работ на свободную тему. 5 -9 классы.//Литература в школе. – 2013. - №6.
36.Сорокопытова О.Г. Работа с текстом на уроках как средство интеллектуального и речевого развития учащихся. – М., 2005.
37.Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.
38.Турьянская Б. И. Комиссарова Е. В. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: ООО Русское слово, 2002.
39.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
40.Козлова В. В., Кондакова А. М. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
41.http://festival.1september.ru/articles/611955/
42.http://pedsovet.su/publ/115-1-0-3583
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. И в первую очередь это осуществляется через работу с текстом: разные виды анализа, обсуждение поступков и характеров героя, эмоциональное восприятие произведения, через выводы по прочитанному. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для этого целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста, которые указаны ниже в параграфе «Методические рекомендации». Именно эти приёмы способствуют формированию коммуникативных умений, что позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [18, с. 34].

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

ОБРАЗ КРАСАВИЦЫ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Литература

2000.00 р
37
Курсовая работа
?
Image

Декабристы в Сибири

Литература

2016
400.00 р
16
Реферат
?