8 800 551-60-95

Дипломная работа

Дипломная работа

Тема:
ВЛИЯНИЕ РЕПЕРТУАРА НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА БАЯНИСТА

Предмет:
Музыка

Страниц:
37

Автор:
thed00rsa

Цена:
3 500 Р

Автопроверка на копии: НЕ ПРОВЕРЕНО
Уникальность: НЕ ПРОВЕРЕНО
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3



ГЛАВА I. Из истории баяна

1.1.История возникновения баяна……………………………………………….5

1.2.Этапы становления баянной исполнительской школы в трудах отечественных исследователей…………………………………………………. 8

ГЛАВА II. Произведения композиторов прошлого и настоящего в формировании исполнительских качеств баяниста

2.1. Некоторые особенности исполнения барочной музыки на баяне: к вопросу становления репертуара………………………………………………13

2.2. Особенности баянного репертуара в современном музыкальном искусстве на примере произведения М.Броннера «Страсти по Иуде»………26



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36


ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.


Введение
На сегодняшний день баяно-аккордеонное исполнительское искусство занимает достаточно прочные позиции в музыкальной культуре. Об этом свидетельствует особенно интенсивное его развитие в последние десятилетия. Формирование исполнительской баяно-аккордеонной культуры прошло весьма сложный и неоднозначный путь. Из подчинённого инструмента баяны и аккордеоны стали самостоятельными инструментами на мировой музыкальной сцене. Это утверждение справедливо и по отношению к баяно-аккордеонному репертуару, что и обусловило актуальность нашей работы.
Цель настоящей работы состоит в изучении истории возникновения репертуара для баянов и аккордеонов и его структуризации.
Задачами исследования стали:
- изучить историю становления баяна как самостоятельного концертного инструмента;
- рассмотреть особенности возникновения репертуара для этого инструмента;
- выявить и обосновать особенности баянного репертуара и его влияния на исполнительскую культуру.
В связи с поставленным задачами мы использовали следующие методы: эмпирические (сравнение, наблюдение) и теоретические (анализ).
Методологической основой нашей работы стали работ, объединяющие в себе исторический, музыкально-теоретический и культурологический методы исследования. Это дало возможность рассмотреть развитие российского баянного искусства в контексте истории России. В области музыковедения это работы М.Тараканова и В.Холоповой, инструментоведения - В.Васильева, В.Бычкова, методики – М.Мирека, В.Власова, Г.Гайсина, Е.Максимова. Особенности исполнительского искусства рассматриваются в трудах Г.Нейгауза, О.Немцевой, Ф.Липса.
Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ней наблюдения и выводы можно использовать в дальнейших изысканиях в области изучения репертуарных особенностей баянного исполнительства. Результаты работы также могут быть применены в рамках курсов «История исполнительства на народных инструментах» и «Методика преподавания игры на баяне и аккордеоне». Работа может оказать помощь студентам и педагогам в изучении такого явления музыкальной культуры России, как баянное искусство.


Список литературы:
1. Баян, аккордеон, национальная гармоника в XXI веке: Материалы научно-практической конференции. − Ростов на Дону: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. — 156 с.
2. Бычков В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы. Челябинск, 1997. - Кн. : Баянная музыка России. - 216 с.
3. Васильев В. Музыка отечественных композиторов для баяна конца 197090-х годов и основные тенденции ее исполнительской интерпретации: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2004. - 27 с.
4. Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: Учебное пособие для муз вузов и уч-щ. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 104 е., нот., ил.
5. Гайсин Г.А. Аккордеон в истории отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2009.
6. Имханицкий М. Творчество Юрия Шишакова. М: Сов. композитор, 1976.-94 с.
7. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для муз. вузов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 е., ил., нот.\
8. Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона: Учебное пособие для муз. вузов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - 376 е., ил., нот.
9. Имханицкий М. И. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: сб. трудов / отв. ред. М. И. Имханицкий; сост. Ф. Р. Липс и М. И. Имханицкий. – М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2010. – Вып. 178.
10. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб. пособие. – М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2006.
11. История современной отечественной музыки: Учебник / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1995. - Вып. 1.-480 е., нот.
12. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. 166 с.
13. Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции. Москва - Курган, 1999.
14. Липс Ф. Искусство игры на баяне: Методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, муз. уч-щ, вузов. М.: Музыка, 2004. - 144 е., нот.
15. Максимов Е. Гармоники в культпросветработе как важное средство воспитания трудящихся (на материалах деятельности учреждений культуры в 1920-х годах): Дис. . канд. педагогических наук. М., 1972. -203 с.
16. Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. М.: Интерпракс, 1994.534 с.
17. Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. -М.: Музгиз, 1961. 89 с.
18. Немцева, О.А. Предпосылки развития популярной музыки для баяна и аккордеона / О.А. Немцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 4 (27). – С. 298–301.
19. Тараканов М. Советская музыка вчера и сегодня. М.: Знание, 1989. -Вып. 5. - С. 53. - (Искусство).
20. История современной отечественной музыки'. Учебник / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1999. - Вып. 2. - 477 е., нот.
21. Холопова В. Музыка как вид искусства. СПб.: Изд-во Лань, 2002. -320 с.
Современный баян стал открытием для мно¬гих отечественных композиторов. Его богатые ху¬дожественные ресурсы оказались востребованы для воплощения самых сложных образов и тем. Говоря об особенностях восприятия тембра баяна, М. Броннер отмечает: «У меня — ощущение оди¬ночества и тоски. Но это мое личное восприятие тембра инструмента. У меня он участвует, как ни странно, в сочинениях и сюжетах скорее более сложных, нежели более простых по образному ряду, миру. Баян, если Вы заметили, участвует у меня во всех библейских сюжетах. Не знаю, по¬чему» [2,с.23]. Несколько по-другому воспринимал баян Сергей Беринский. Для него это инструмент с внеземным звучанием, но с человеческой душой: «У него отстраненный, неземной тембр, но при этом живое дыхание. Трагическая душа, в полной мере не гармоничная: человеческое дыхание, но нечело¬веческий голос» [3,с.46]. В этой двойственности ком¬позитор находил элемент страдания. В ряде своих сочинений С. Губайдулина, М. Броннер, С. Берин¬ский именно с баяном связывают образ страдаю¬щего человека.
В произведении Броннера мы наблюдаем явле¬ние персонификации баяна — сравнительно новое для баянной литературы. Впервые оно имело место в партите «Семь слов» С. Губайдулиной. В «Страс¬тях» баян ассоциирован с образом Иуды. Оркестр не персонифицирован, но с определенной долей вероятности он воплощает образ толпы, осуждаю¬щей Иуду. Об этом говорят многократные речевые реплики оркестрантов «Иуда», присутствующие почти во всех разделах сочинения. Кроме того, в ряде эпизодов струнные исполняют агсо или col legno хлесткие аккорды tutti, подобные ударам пле¬ти или резким выкрикам. Такое распределение ро¬лей усиливает момент театральности.
Тем не менее, в интонационном и эмоциональном плане сольная и оркестровая партии очень близки. Музыкальный материал свободно перетекает из партии струнных в партию солиста и обратно. Мож¬но утверждать, что вся партитура служит раскрытию психологического состояния главного героя.
Броннер мастерски пользуется богатым ар¬сеналом тембровых и сонорных средств баяна и струнных. К моменту создания «Страстей по Иуде» все те специфические приемы игры на баяне, которые в начале 1980-х годов были в из¬вестной степени новыми, вошли в традицион¬ный исполнительский и композиторский арсенал. Пользуясь этими накоплениями и не изобретая каких-либо новых приемов игры, Броннер дости¬гает в своей музыке огромной психологической глубины и силы воздействия. Ярко выявлены сонористические возможности баяна, в частности, кластерные созвучия, используемые в различных регистрах как пятно, акцент, полоса, кластерное тремоло. К сонорике следует отнести и шум воз¬душного клапана, удары по меху. Приведем неко¬торые примеры.
Работа защищена на отлично

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА РАННИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ И СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ

Музыка

2017
3000.00 р
44
БГИИК
Дипломная работа
?