8 800 551-60-95

Курсовая работа

Курсовая работа

Тема:
методы индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого- педагогического внимания.

Предмет:
Педагогика

Страниц:
35

Автор:
nnona

Цена:
650 Р

Автопроверка на копии: ПРОВЕРЕНО
Уникальность: 78%
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.Индивидуальная воспитательная работа с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания 4
1.1. Отличительные черты и задачи в индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими в целом 4
Глава 2. Алгоритм индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания 14
2.1.Типизация военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, как конструктивное ядро воспитательной работы с военнослужащими, находящимися в «зоне риска» 14
2.2 Этапы и методы воспитательной работы с военнослужащими, требующими психолого-педагогического внимания 17
Сказкотерапия в индивидуальной работе с военнослужащими 28
(Методика для профилактики алкоголизма и снятие агрессии и озлобленности у военнослужащих , 28
требующих психолого-педагогического внимания ) 29

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (различных категорий военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Актуальность данной работы обусловлено тем, что вопросы индивидуального подхода к воину, изучение его особенностей и взаимодействия с ним в интересах воинской службы и безопасности страны требует повышенного внимания, а тем более военнослужащие из «группы риска».
Проблема исследования заключается в неоднозначно трактуемых процессах в Вооруженных силах. Армия и флот перетерпели большие изменения. Такие же изменения претерпели показатели отклоняющегося поведения допризывной и армейской молодежи. Выросло число неформальных подростково-молодежных объединений, которые значительно влияют как по месту жительства так и в армейских условиях. А научная разработка теории и практики предупреждения и преодоления, отклоняющегося поведения у военнослужащих недостаточно хорошо разработана или же просто не востребована педагогами в армии.
Новизна исследования курсовой работы заключается в постановке и решении приоритетных задач по выявлению и локализации новых явлений девиаций, в определении ближайшей перспективы развития системы подготовки офицеров с трудными военнослужащими к воспитательной деятельности в подразделениях и частях. С практической точки зрения необходима разработка структуры и содержания подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими.
Цель курсовой работы – изучение, анализ, проработка теоретических и практических вопросов по индивидуальной воспитательной работе с военнослужащими , требующими повышенного психолого-педагогического внимания.
В результате цели, которая была поставлена, в исследовании предстоит освоить и проанализировать следующие задачи:
- определить сущность индивидуальной работы с военнослужашщими в целом;
- дать характеристику девиантного (отклоняющегося поведения) и его профилактики;
- рассмотреть типизацию военнослужащих, требующих психолого-педагогическое внимания, как основу для будущего успеха индивидуальной воспитательной работы;
- изучить структуру алгоритма воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного внимания
В плане применения на практике приведены моя собственная методика по профилактике суицида в форме профилактической беседы, а также практические примеры, которые позволяют наиболее серьезно подойти к изучению военнослужащих, требующих психолого-педагогического внимания..
Предметом исследования являются методы работы индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого- педагогического внимания.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы, анализ, синтез, а также ряд частнонаучных методов: структурный и формально-логический.
Исследованиями по теме курсовой работы занимались следующие ученые, аналитики и военные философы: В.В. Стрежнев, Е.П. Петухов,П.П. Середа, Э. Кречмер(Германия), Л. Ванин (Чехословакия)
Список литературы
1. Армия и молодежь. – Воронеж, 1996. – 43 с.
2. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание: Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ / Под ред. В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. – С.,2001.
3. Военная педагогика // Учебник под ред. В. Герасимова. - М.: ВУ, 1999Анашкин О. Организация, методика и практика воспитательной работы должностных лиц подразделения (части) с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2002. - №9, с. 47-51.
4. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. – М., 2002.
5. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993. С. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2003. С. 38—39.
6. Закарлюк М. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их использования в индивидуально-воспитательной работе // Ориентир. - 1999. - №1, с. 54-56.
7. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении 1/Ориентир. — 2001.
8. Криминология / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. — М., 1998. С. 257
9. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. -2002. - №1, с.50-53. Печерин В. Деятельность командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2001. - № 9, с. 48
10. Методика индивидуальной воспитательной работы: Учебно-методическое пособие для офицеров полка (корабля). — М., 1991.
11. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с военнослужащими. — Москва. 2001. —112 с.
12. Модель воспитательной деятельности командира полка (корабля): Информационно-методический сборник. - М., 1994. — № 1.
13. О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ МО РФ Х 235 от 3.07.95 г.
14. Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ МО РФ Х250 от
15. Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава ВС РФ государственными наградами РФ и наградными знаками Министерства обороны Российской Федерации. Приказ МО РФ № 280 от
16. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 1994. — 526 с.
17. Печень Н.А. Воспитание воинов русской армии отечественной историей: опыт, проблемы, уроки (вторая половина ХIХ века — февраль 1917 г.) / Н.А.
18. Печень. — М., 1999.
19. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1990.
20. Раш К. Во славу Отечества/К. Раш.—М., 1990.—134 с.
21. Рекомендации для офицеров полка (корабля) по совершенствованию индивидуальной воспитательной работы // Информационно-методический сборник. – М., 1993. – № 1(4).
22. Родин В. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива // Армейский сборник. —1994. —№ 3.
Глава 1.Индивидуальная воспитательная работа с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
1.1. Отличительные черты и задачи в индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими в целом

Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) изучать и учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствует повышению уровня боевой готовности, качества боевой и общественно-государственной подготовки, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки.
Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (различных категорий военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Отличительной чертой индивидуально-воспитательной работы является то, что главное внимание воспитателей сосредоточено на изучении и учете индивидуальных особенностей военнослужащих
Ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воина, глубиной изучения его психики и личностных качеств . ИВР предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния.
Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими преследует несколько задач, которые составляют ее содержание
МЕТОДИКА В ФОРМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ БЕСЕДА,
ПРОВЕДЕННАЯ МНОЮ КУРСАНТОМ………., ЖЕЛАТЕЛЬНО ФАМИЛИЮ КУРСАНТА ЗДЕСЬ УКАЗАТЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА




В своей практической части работы, предлагаю методику профилактики суицида. В качестве формы выбрана индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.
Моя основная цель данной беседы- оказать помощь военнослужащему в поиске решений в сложившейся жизненной ситуации. Для этого мною было соблюдено одно из важнейших условий данной беседы – анонимность.
Беседа велась мною в 4 этапа.
1ЭТАП
Начальный этап – налаживание эмоционального контакта с военнослужащим.
Моя задача, установив доверительные отношения с военнослужащим постараться уловить и понять его эмоциональное состояние, вызвав сопереживание и проникнуть в его внутренний мир
Очень важно офицеру, педагогу, командиру в этот момент быть очень терпеливым и сочувственно, без малейшего намека на критику, даже если я не согласен с его суждениями, понятиями и его мировоззрением выслушать суицидента и дать ему максимально полно выговориться.
Мною в процессе беседы:
- были уточнены сведения о близких ему людях. Эти сведения для меня могут стать резервным источником помощи и поддержки, которая будет способствовать исправлению ситуации и предотвратить, возможно в будущем настоящий кризис.
- было обращено внимание не только на его слова, но я постарался уловить в его словах подтекст
- примечал недомолвки
- следил за манерой поведения и общения
- следил за особенностями речи, жестов, мимики.
Это помогло мне определить установлен ли контакт
2 ЭТАП
На втором этапе для меня важное, это:
- помочь военнослужащему вспомнить и установить мне хронологию событий, которые привели к тупику.
- выяснить факторы, которые могли повлиять на кризисную ситуацию
- снять ощущение тревоги у военнослужащего и безвыходности ситуации.
С этой целью мною провелось убеждение военнослужащего в том, что подобные ситуации складываются и у других людей, что дело поправимо и все не так безнадежно, как может показаться в первые минуты. И что причины могут быть устранены, что можно найти выход со сложившейся ситуации. При этом мною в процессе беседы постоянно подчеркивались пусть и небольшие но и успехи военнослужащего. Допустим я подчеркнул достижения в жизни и службе военнослужащего
В ходе профилактической беседы и в ходе диалога мною несколько раз было повторено последовательность фактов, которые привели к психологическому срыву.
Это поспособствовало пониманию того, что произошло стечение обстоятельств и сняло отрицательные эмоции.
. Точная формулировка ситуации, переживаемой военнослужащим, создает впечатление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята и мы ее поняли.
3 ЭТАП
Третий этап моей беседы состоял в разработке совместного планирования по преодолению кризисной ситуации и выхода из нее.
При этом мною, военнослужащему была представлена возможность проявить инициативу в планировании предстоящей служебной деятельности и дальнейшей жизни.
Совместный поиск способов решения проблемы придал уверенность моему подчиненному в собственных силах, повысил его самооценку.
4 ЭТАП
Четвертый, завершающий этап беседы состоял в окончательном формулировании плана деятельности, в активной психологической поддержке суицидента и придание ему уверенности в том, что он сам способен выйти из кризисной ситуации. Я постарался военнослужащего убедить в том что:
1. Тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным, что другие люди в аодобной ситуации чувствуют себя также тяжело, а со временем их состояние полностью нормализуется.
2. Его жизнь нужна родным, близким, друзьям и его уход из жизни станет для них тяжелой травмой. Также подчеркнул его значимость, наличие у военнослужащего девушки. Значит он кому-то нужен.
Я согласился, что он безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого вопроса, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно его обдумать и взвесить.
Итог приведенной мною методики и проведенной беседы порадовал меня. Так как к концу нашей беседы военнослужащий уже не был так пессимистичен, наметились сдвиги в оценке будущего, и уже отсутствовала мысль о суициде
Дальнейшая моя работа будет складываться исходя из анализа беседы, с учетом личностных особенностей военнослужащего в сложившейся ситуации.
Поэтому мною как офицером-педагогом предлагаются следующие рекомендации::
- Отнеситесь ко всем высказываниям вашего подчиненного серьезно, продумайте план оказания ему реальной помощи. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам
- Необходимо поставить в известность командира о проведенной беседы и полученной информации с условием сохранения ее в тайне, сделав упор на причины и условия, поставившие военнослужащего на грань срыва.
- Учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создать для военнослужащего на какой-то период более спокойные условия службы: не назначать в наряды (особенно с оружием), на работы в отрыве от подразделения, водителей не посылайте в рейс и т.д.
- Не оставляйте его на этот период без контроля и внимания со стороны окружающих (целесообразно поручить это сослуживцам, которые с ним в дружеских отношениях).
- В целях повышения самооценки подчиненного поручайте ему задачи с постепенно возрастающей сложностью.
- При необходимости продумайте возможность своевременной госпитализации военнослужащего (для медикоментозной поддержки).
Предупреждение: нельзя допускать никаких действий вопреки желанию военнослужащего. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в воинском коллективе.
Сказкотерапия в индивидуальной работе с военнослужащими
(Методика для профилактики алкоголизма и снятие агрессии и озлобленности у военнослужащих ,
требующих психолого-педагогического внимания )
Как часто военные , могут столкнуться с балованными, безответственными детьми в лице военнослужащих.
Будем говорить им правильные и разумные слова, но
это не факт, что они дойдут до ушей военнослужащих. В основном они не доходят до испуганного новобранца.
И мы офицеры, попросту оказываемся в положении героев суфийской притчи о мудреце и его учениках, которые стремились донести до нецивилизованных племен информацию о том, как использовать огонь по прямому назначению, вместо того, чтобы поклоняться ему или боготворить людей, его добывающих. Но в ответ на это благодетелей изгоняли, иногда даже били.
И произнес мудрец: «Научитесь учить! Человек не желает, чтобы его учили. Он желает знать только то, что ему интересно, а не то, что необходимо!»
Задачи сказкотерапии
Сказкотерапии как раз и является тем методом подачи информации, который формирует у человека желание знать, познавать себя внутреннего и окружающий мир.
И это познание, исследование и происходит на консультации в рамках сказкотерапии.
Согласитесь, что если обозначить суть встречи как исследование, совместное изучение проблемы, тревога у военнослужащего значительно снизится.
Сказкотерапия, на мой взгляд, в очень мягкой форме подталкивает человека к осознанию проблемы и к стабилизации его эмоционального состояния. Да, да, иногда и смех вызывает, что мы офицеры будем еще и сказками заниматься. Но как бы это парадаксально не звучало, это очень действенный метод.
Этапы консультирования
Итак, консультирование в рамках сказкотерапии.
Это, как и консультирование любое другое . Процесс совместной работы.
Поэтому после традиционного знакомства задается доверительный тон будущей беседы и военнослужащий приглашается к совместному исследованию вопросами, типа: «Что бы Вы хотели со мной обсудить сегодня, какая задача привела Вас ко мне?»
Выслушивается рассказ и задаются вопросы, стимулирующие повествование, типа «А что было дальше? И что он сделал?" В процессе рассказа демонстрируем активное слушание.
Если военнослужащий не намерен с Вами беседовать, закрыт или слишком возбужден, напуган, целесообразно начать консультирование с медитативного блока, т.е. гармонизировать состояние собеседника.
Это можно сделать, предложив чай, включив приятную музыку , спросить его об увлечениях и хобби, о том, что он любит. Иными словами найти любые плюсы в нем как в личности и хвалить.
Можно предложить медитативную сказку, сочиненную самостоятельно или авторскую. Медитативная сказка похожа на чукотскую песню: «Что вижу-то пою». Она описывает идеальную модель личности и ее взаимоотношений с окружающим миром.
В медитативной сказке описывается идеальная ситуация, в которой клиент счастлив, спокоен, радостен… или идеальное Я военнслужащего.
Идеальная ситуация и главный герой описываются во всех модальностях: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильной. Например, Давай закроем глаза и представим, что мы гуляем по пробуждающемуся утреннему лесу. Ты идешь по росистой траве, цветы, наполненные ночной прохладой, издают необычайный аромат, пахнут медом и земляникой. Ты, улыбаясь, широко раскинув руки бежишь навстречу легкому ветерку.
Когда же установлен психологический контакт с военнослкжащим, можно переходить к формулировке запроса: «Итак, что же на сегодняшний встрече крайне важно для Вас решить?». Если запрос глобален, дробим его и выносим в запрос самый важный на сегодняшний день аспект проблемы.
Например, цель работы офицера руководящего состава вместе с армейским психологом - быстрое и безболезненное привыкание к условием армейской жизни.
Дробим вопросом: «А что мешает? Что мешает больше всего?» Это может быть тревога, неуверенность в себе, раздражительность, злость и т.д.
В зависимости от запроса выбираем формат консультирования. Если запрос звучит: Как уменьшить, сгладить те черты, эмоции, которые мешают? - выбираем психокоррекционный формат консультирования.
В рамках сказкотерапии мы можем предложить предложить послушать сказочную историю. Как бы не парадоксально это звучало, военнослужащие те же дети, особенно только вновь прибывшие в армию: напуганы неизвестностью, оторваны от родительского очага, как малое дитя. Поэтому коллеги-офицеры будем толерантны.
Сказочные истории мы можете сочинять сами, можете запоминать и использовать уже готовые (литературные, народные, сочиненные известными психотерапевтами, такими, как Евстигнеева-Зинкевич, Грабенко, Гнездилов и др.).
Главное, чтобы сказка по сюжету и по чувствам героя была максимально похожа на описанную военнослужащим ситуацию и предлагала алгоритм выхода из этой ситуации.

Вот, например, подобный алгоритм из сказки, написанной для военнослужащего, который не мог найти свое место в коллективе:
- Перестань бояться, что на тебя нападут, займись укреплением своих границ, в тебе достаточно мужской силы.
- Сними очки с серыми стеклами, тебя окружают не только враждебные племена, кооперируйся с такими же маленькими государствами.
- Маленькие государства заинтересуй собой и тем, что вам обоюдно выгодно.
- Учись сам решать свои проблемы. Волшебник помогает только в сказке. В жизни проблемы своего государства разрешает только правитель этого государства.
Очень продуктивным способом работы с проблемой является сказкотерапевтический «Метод 6 шляп Эдвара де Боно».
Этот метод предлагает военнослужащему посмотреть на свою проблему конструктивно и описать ее с разных позиций.
Вначале безоценочно, только с точки зрения статистики, фактов (что было, что произошло?). Это позиция человека, который надел белую шляпу. После - мысленно «надеть» красную шляпу и дифференцироваться все эмоции, которые вызывает эта ситуация у военнослужащего (радость, интерес, страх, гнев, вину, обиду и т.д.).
Затем в черной шляпе описать весь негатив. который принесла ситуация и еще принесет.
Желтая шляпа поможет найти весь позитив и побочные выгоды, которые принесла и принесет, на первый взгляд, проблемная ситуация.
В зеленой шляпе военнослкжащему предлагается высказать любые, даже нереальные пути и стратегии выхода из сложившейся ситуации.
И завершают анализ проблемы примеркой синей шляпы, в которой военнослужащий должен попытаться обобщить, какой новый опыт получил, благодаря этой ситуации.
Если военнослужащий обращается к Вам с запросом: «Помогите разобраться, за что мне это? Почему со мной?»
Тут следует предложить психотерапевтический формат консультирования. Это может быть информирование клиента с целью разьяснить ему причинно-следственные связи возникновения проблемы
. В рамках сказкотерапии это может быть знакомство клиента с информацией об универсальных архетипах и архетипических сюжетах. Знакомить с этим материалом можно через фразу: «А известно ли тебе, что в каждом из нас живет воин, монарх, купец и т.д…»
Подобное информирование помогает военослужащему понять смысл текущих жизненных обстоятельств, освобождает от ощущения бессмысленности происходящего.
И, конечно же, в психотерапевтическом формате можно использовать сказку. Сказка может быть любого происхождения ( народная, авторская, вашего сочинения.) но главное, она должна подводить к инсайту, к осознанию глубинного смысла происходящих событий. Психотерапевтические сказки не всегда имеют счастливый финал, не дают готовых ответов, но всегда глубоки и проникновенны.
























Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Педагогика

2016
15000.00 р
10
Доклад
?
Image

Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Педагогика

2018
1500.00 р
53
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Курсовая работа
?
Image

Дидактическая игра как средство познавательной активности дошкольника

Педагогика

2018
800.00 р
30
БПГИ им. В.М. Шукшина
Курсовая работа
?