8 800 551-60-95

Курсовая работа

Курсовая работа

Тема:
Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами театральной деятельности.

Предмет:
Педагогика

Страниц:
58

Автор:
rfktylekf

Цена:
3 000 Р

Автопроверка на копии: НЕ ПРОВЕРЕНО
Уникальность: НЕ ПРОВЕРЕНО
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников………………………………………………………………………..7
1.1. Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности..……………………………………………………………….…….7
1.2. Театрализованные игры и их разновидности……………………..............15
1.3. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста………………………………….........................17
Глава 2. Анализ организации личностно-деятельностного взаимодействия
учащихся и педагога для развития творческого потенциала………………..21
2.1. Педагогические условия развития творческого потенциала младшего школьника………………………………………………………………………..21
2.2. Анализ реализации модели эффективного формирования творческого потенциала средствами театральной деятельности ……………………….….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература…………………………………………………...…………………..43
Приложения

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Введение
Актуальность темы исследования.
Современная система российского образования претерпела некоторые изменения, целью которых являлась разработка новой педагогической модели, адекватной социальному заказу общества. Введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентирующий на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способного адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Во ФГОС НОО обращается особо внимание развитию индивидуальных творческих способностей младших школьников и интереса к занятиям художественным творчеством в контексте культуротворческого и эстетического воспитания обучающихся. Особенно отмечается важность создания педагогических условий для развития творческих интересов детей во внеурочной деятельности в части включения их в художественную, творческую и другую деятельность. Младший школьный возраст – особая стадия в развитии творческих способностей. Именно в этом возрасте могут быть заложены основы культуры, так как младшие школьники владеют высокой эмоциональной отзывчивостью, особенно расположены к восприятию мира, искусства, что является основой творческой деятельности. В контексте ФГОС остро встает проблема формирования и развития творческих способностей школьников на этапе начального общего образования.
В связи с этим одной из тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений является существенное расширение системы внеурочной деятельности, реализующей требования ФГОС НОО.
Е.Л. Яковлева считает, что образование является воспроизведением духовного потенциала человека, а художественно-театральная деятельность как вид внеклассной деятельности обучающихся выступает пространством развития творческой социально активной личности. [62, с. 135]
Л.С. Выготский отмечал, что театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения, близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества [8, с. 35].
И.А. Генераловой, А.П. Ершовой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой, А.В. Щеткиным раскрыты методики организации театральной деятельности детей младшего школьного возраста, приведены в систему методы театрально-игровой деятельности, обоснованы применение разнообразных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воспитания.
Анализ литературы показал, что проблема формирования творческих способностей младших школьников средствами театральной деятельности изучена достаточно хорошо. Однако, на сегодняшнее время недостаточно отработаны педагогические условия развития творческих возможностей учеников начальной школы в театральной кружковой деятельности в условиях внеурочной деятельности.
Отсюда выявляются противоречия между объективной необходимостью практики в развитии творческих способностей и отсутствием обоснованных педагогических условий формирования творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор данной темы.
Учитывая выявленные противоречия определена проблема исследования: изучить педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка.
Данная проблема явилась определяющей для цели исследования – обусловить педагогические условия формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрального кружка.
Объект исследования – педагогические условия, определяющие процесс формирования и развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования – театральный кружок как средство развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую и историческую литературу, раскрыть сущность понятий «творческие способности», «кружковая работа», дать характеристику критериев развития творческих способностей младших школьников;
2) проанализировать организацию театрального кружка как одно из направлений внеурочной педагогической деятельности;
3) определить педагогические условия формирования и развития творческих способностей младших школьников в театральной кружковой внеурочной деятельности;
4) разработать программу исследовательской работы, применить и проверить её эффективность на практике.
Гипотеза исследования: театральный кружок является действенным средством развития творческих способностей младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:
1) внедрение в деятельность театрального кружка системы особых занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой;
2) ориентирование деятельности театрального кружка на развитие творческого мышления младших школьников, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
- теоретические: изучение, анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация;
- эмпирические: тестирование, констатирующий и контрольный эксперименты;
- количественные: регистрация, ранжирование.
Теоретическая значимость эксперимента заключается в раскрытии сути театрального кружка как средства развития творческих способностей у младших школьников; в определении педагогических условий удачного использования театрального кружка в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста; в определении критериев и показателей уровня развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста.
Продуктом исследования является разработка на основе теоретических положений программы театрального кружка сроком реализации на 1 год «Мир театра», целью которой является развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста.



Список литературы

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников./ Л.Н. Азарова // Начальная школа. – 1998. – №4. – С. 80 – 81.
2. Агапова, И. А., Давыкова, М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок / И. А. Агапова, М. А. Давыкова. – М.: Вако, 2006. – С. 5 - 17.
3. Акулова, О. В. Театрализованные игры./ О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
4. Богданова, О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности./ О.А. Богданова // Методист. – 2006. – №1 – С.49 – 51.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская. – М.: Высшее образование, 2002. – 319 с.
6. Буренина, А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля./ А. И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2002. – 114 с.
7. Вульфов, Б.З. Организатор кружковой и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности./ Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
9. Генералова, И.А. Структура и содержание программ общекультурной направленности на примере программы «Театр»./ И.А. Генералова // Начальная школа плюс до и после.– 2013. – №7. – С. 21 – 24.
10. Генералова, И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация./ И.А. Генералова //Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №5. – С. 84–87.
11. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. //
Психология мышления. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965.
12. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность младших школьников: методич. рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М.: Вако, 2007. – 256 с.
13. Гук, Т.А. Школьный театр «Вдохновение»./ Т.А. Гук. // Директор школы. – 2006. – №2. – С.107 – 108.
14. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
15. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей./Е. Б Евладова. – М.: Владос, 2002. – 65с.
16. Елькина, М. Путешествие в мир Театра / М. Елькина, Э. Ялымова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 224 с.
17. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.
18. Жукова, Р.А. Театрализованная деятельность. 1-2 классы. Разработки занятий./ Р.А. Жукова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.
19. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
20. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися./ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 174 с.
22. Колесникова, Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности./ Н.В. Колесникова // Народное образование. – 2002. – №4. – С.3 – 8.
23. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе./ Ю.В. Колчеев, Н. И. Колчеева. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
24. Конобеева, Т.А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников./ Т.А. Конобеева // Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 52 – 55.
25. Косинец, Е. И. Театральная педагогика в современной школе./ Е. И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б. Никитина // Газета «Искусство» ИД «Первое сентября». – 2012. – № 08. – С.2.
26. Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы./ Е.Э. Кочурова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 56 – 59.
27. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека./ В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 113 – 120.
28. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей./ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
29. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей./ В.О. Кутьев. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
30. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – СПб.: Речь, 2011. – 160 с.
31. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 198 с.
32. Матюшкин, А. М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики./А. М. Матюшкин. – М.: Школа-Пресс, 1993. – 341 с.
33. Михайлова, А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников./ А.П. Михайлова. – М.: Просвещение, 1975. – 174 с.
34. Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации./А.ВМолчанова.// Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 46 – 51.
35. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
36. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями./ Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 128 с.
37. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике./ В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 c.
38. Пономарев, Я. А. Психология творчества./Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 302 с.
39. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
40. Развитие творческой активности школьников./Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика , 1991. – 160 стр.
41. Рубина, Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства./ Ю.И. Рубина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
43. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980. – 208 с.
44. Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников./ И.Н. Севостьянова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 51 – 55.
45. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания./ В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
46. Селиванова, Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе./ Е.Д. Селиванова. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.
47. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.
48. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения./М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1971. – 205 с.
49. Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети»: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства./Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.// Дошкольное воспитание. – 1998. – №8. – С.9 – 18.
50. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник. / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. – СПб.: Питер, 2008. – 296 с.
51. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А. Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001. – 288 с.
52. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты./ Е. Е. Туник. – СПб.: Речь, 2002. – 194 с.
53. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1 -11 классов: Программа, методические рекомендации, сборник упражнений./ Сост. А.П. Ершова. – М.: НИИ художественного воспитания, 1990. – 73 с.
54. Федеральный государственный стандарт общего начального образования второго поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. Ed/qa.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
55. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная школа. - М., 2001. - №1. - С.3.
56. Хрестоматия по возрастной психологии./Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
57. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения./ А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000. – 320 с.
58. Чинкина, Н.Ш. Театрализованно-игровая деятельность младших школьников./ Н.Ш. Чинкина, М.Р. Багманов // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №7. – С. 72–75.
59. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников./Э. Г. Чурилова – М.: Владос, 2001. – 160 с.
60. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека./ В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с.
61. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы./ В.И. Шепелева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 117 с.
62. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта,1997. – 368 с.
63 Эльконин. Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин ? М.: Педагогика, 1999. 360 с.


1.3. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Театр является самым ярким, самым эмоциональным средством, развивающим вкус детей. Он положительно влияет на воображение младшего школьника разнообразными средствами: словесно, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр развивает у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Смысл и особенность театрального искусства заключена в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, активном воздействии художественного образа на личность.
Театр весьма доступный вид искусства для детей, он предлагает свободу выбора, мыслей, творчества детей, разрешает многие жизненные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- воспитанием эстетического вкуса;
- нравственным развитием;
- совершенствованием коммуникативных качеств личности (обучение вербальному и невербальному виду общения);
- развитием воли, формированием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. [53 с. 56]
Театр является эмоциональным видом искусства, а детский театр в особенности. Переплетение живописи и музыки, драмы и поэзии, пластики и вокала-все слито в театре воедино. Работа с кукольным театром в начальной школе обоснована спецификой психологических особенностей младших школьников. У младшего школьника основным типом деятельности долгое время остается игра. Все действия, которые происходят в игровой форме, ярче запоминаются, усваивается детьми. Следовательно, кукольный театр можно рассматривать и как дидактическое средство в воспитании. Работая над спектаклями, дети обучаются анализировать действия персонажей, развивая тем самым логику, красноречие, умение высказывать свои мысли. Очень важно понимать совершенствование речевых навыков в ходе работы ребенка над ролью. Развитие речи неразрывно связанно с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя помогает детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
В кукольном театре все актеры связаны друг с другом. Кукольный театр с давних пор привлекает к себе детей необычностью зрелищ, захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир.
Немалую роль играет кукольный театр в развитии мелкой моторики, он помогает координировать движения, активизировать визуальное и слуховое представление, способствует развитию памяти, правильной речи, внимания, обогащает лексический запас ребенка. Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления.
Театральные импровизации помогают детям развивать полноценные знания об окружающей действительности, представляют возможность юным актерам выплеснуть свою энергию, эмоции.
В работе проведен эксперимент внедрения педагогических условий в работу с детьми по формированию творческих возможностей. Представлена сравнительная диагностика.

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Педагогика

2016
15000.00 р
10
Доклад
?
Image

Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Педагогика

2018
1500.00 р
53
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Курсовая работа
?
Image

Дидактическая игра как средство познавательной активности дошкольника

Педагогика

2018
800.00 р
30
БПГИ им. В.М. Шукшина
Курсовая работа
?