8 800 551-60-95

Курсовая работа

Курсовая работа

Тема:
Дидактическая игра как средство познавательной активности дошкольника

Предмет:
Педагогика

Страниц:
30

Автор:
LENA2412

Цена:
800 Р

Автопроверка на копии: НЕ ПРОВЕРЕНО
Уникальность: НЕ ПРОВЕРЕНО
Оглавление



Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения дидактической игры как средства познавательной активности дошкольника………………………………………………5
1.1. Познавательная активность детей дошкольного возраста …………..…...5
1.2. Характеристика дидактической игры……………………………..……....10
Глава 2. Методика проведения дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста ……………...……………15
2.1. Роль дидактической игры в формировании познавательной активности детей дошкольного возраста…………………………………………………………..15
2.2. Организация дидактических игр детей дошкольного возраста ………..22
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...28
Приложение………………………………………………………………………30

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Введение



Дети дошкольного возраста в процессе активности выступают самодостаточной личностью, свободной от внешнего воздействия. Они сами могут ставить цели, определять пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. Именно на познавательной активности основывается детское творчество, но этот процесс обусловлен взаимодействием со взрослыми. Задача педагогов детского сада стимулировать познавательную активность ребенка, организовывая деятельность дошкольника, показывая и рассказывая о предметах и явлениях окружающей действительности.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделяется область познавательное развитие, в которой предполагается: «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения познавательной и творческой активности…» [21,с.400]. Исходя из этого, внимание педагогов должно быть направлено на организацию образовательного процесса, направленного на познавательные возможности дошкольника.
По мнению многих исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Лисина, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.) дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательной активности, которая проявляется ими в процессе усвоения речи и выражается в словотворчестве и в детских вопросах различного типа.
Как показывают психолого-педагогические исследования, ребенок младшего дошкольного возраста может не только знакомиться с наглядными свойствами явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.
Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, следовательно, актуальным будет развивать познавательную активность посредством данного вида деятельности. Любая игра может носить познавательный характер, но именно дидактическая игра используется педагогами как средство ознакомления и уточнения знаний детей о социальном мире. В процессе дидактической игры смоделированных педагогом ситуациях дошкольнику легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.
О влияние дидактической игры на всестороннее развитие дошкольников в своих работах говорили такие исследователи, как Е.И. Удальцова, А.П. Усова, А.К. Бондаренко, В.Н. Аванесова, Л.А. Вегнер и др.
Разновидности дидактических игр, методике их проведения посвящены работы Л.Ю. Павловой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко, В.М. Букатов и др. Все они подчеркивают большое значение дидактической игры для развития умственной и познавательной активности. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. Дидактические игры способствуют обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения. Все это и обуславливает актуальность данного исследования.
Цель работы: изучить эффективность дидактической игры в процессе познавательной активности детей дошкольного возраста.
Объект – познавательная активность дошкольников.
Предмет – дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
- изучить и теоретически обосновать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- организовать игровую деятельность, направленную на развитие познавательной активности детей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, качественный анализ практической деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы студентами специальности Дошкольное образование и педагогами ДОО.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Список использованных источников



1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Мозаика-синтез, 2012. – 176 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 384 с.
3. Безруков, В.С. Словарь нового педагогического мышления [Текст] / В.С. Безруков.- Екатеринбург, 2012.- 92 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности: в кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности [Текст] / Д.Б. Богоявленская, И. А. Петухова. – М. : Мозаика-синтез, 2015. – 318 с.- С. 155-161.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Нева, 2013. - 398 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко.- М.: Мозаика-синтез, 2013 -160 с.
7. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В. М. Букатов. – М. : Флинт, 2017. – 96 с.
8. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко. – М.: АСТ, 2014. – 176 с.
9. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.
10. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1960. – 430.- С. 24.
11. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 2016. - № 3. – С. 19-31.
12. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии, 2016.- № 4.- С. 18-35.
13. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольника [Текст] / А.А. Люблинская // Дошкольная психология, 2014.- № 6.- С. 23-24.
14. Смирнова, Е.О. Лучшие развивающие игры [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Эксмо, 2015. – 240 с.
15. Copoкина, A.И. Дидактические игры в детском саду. Пособия для воспитателя детского сада [Текст] / А.И. Сорокина.- М.: Мозаика-синтез, 2014.- 92 с.
16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 304 с.
17. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст] /Л.Ю. Павлова.- М.: Мозаика-синтез, 2013.-108с.
18. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2015. – 157 с.
19. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова.- Москва: Алитейа, 2016.- 136 с.
20. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: Владос, 2017. – 445 с.
21. Фролов, А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 2014. – Т. 4. – 400 с.
22. Штепина, И.С. Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников [Текст] / И.С. Штепина // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 374-377.
23. Щербакова, Е. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. Щербакова, В.Голицын // Дошкольное воспитание, 2016.- № 10.- С. 30-32.
24. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Фортуна, 2013. – 207с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст].- М.: Перспектива, 2014.- 32 с.

Вывод по 1 главе

Итак, познавательная активность дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенком мира.
Для формирования познавательной активности важно в каждом возрастном периоде создавать необходимые условия, обеспечивающие самостоятельное и осмысленное овладение знаниями.
Одним из средств развития познавательной активности дошкольников является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, разработанных в педагогике с целью обучения и воспитания детей.
Дидактические игры с одной стороны являются методом обучения, а с другой - самостоятельной игровой деятельностью.
Именно в дидактической игре, дошкольники уточняют и закрепляют знания, полученные на занятии, а также, благодаря соединению в ней двух начал – игрового и познавательного – приобретают и новые.
В приложении представлено планирование проведения дидактических игр на развитие познавательной активности во всех возрастных группах, а так же конспекты проведения дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников младшей группы.

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Педагогика

2016
15000.00 р
10
Доклад
?
Image

Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Педагогика

2018
1500.00 р
53
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Курсовая работа
?
Image

Личностно-ориентированного подхода в обучении

Педагогика

2015
1500.00 р
39
ЛГУ им. А.С. Пушкина
Курсовая работа
?