8 800 551-60-95

Курсовая работа

Курсовая работа

Тема:
Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Предмет:
Педагогика

Страниц:
53

Автор:
LENA2412

Цена:
1 500 Р

Автопроверка на копии: НЕ ПРОВЕРЕНО
Уникальность: НЕ ПРОВЕРЕНО
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВАI. Теоретическое исследование проблемы формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиII уровня………………………………………………………………………… .……..
1.1. Понятие словаря и его особенности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.…………………………..….6-18
1.2.Основные направления коррекционной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………………………………………....18-26
ГЛАВАII. Экспериментальное исследование проблемы формирования активного словаря у детей младшегодошкольного возраста собщим недоразвитием речи II уровня………………………………………………………
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……27-34
2.2 Содержание работы по формированию активного словаря у детей мадшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…..34-44
Заключение……………………………………………………………… 45-47
Список использованной литературы……………………………………48-52
Приложение………………………………………………………………53-75

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Непременным условием всестороннего развития ребенка является умение общаться с взрослыми и сверстниками, поэтому богатый и хорошо развитый словарный запас служит для полноценного общения и развития личности.
Как отмечает Т.А. Ткаченко, в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития [50]. Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов,как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка [50].
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка, затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития .Это обусловливает огромную важность работы педагогов, занимающихся выявлением детей группы риска развития такой речевой патологии, как общее недоразвитие речи.
Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего речевого развития. Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или наоборот неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает ребенка из игр, занятий. Без овладения речью и без специальной работы, направленной на развитие словаря, не может быть полноценного развития.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Уровень развития словаря и речи в дальнейшем существенно влияет на успешность обучения. С этой точки зрения, изучение словаря становится важным направлением исследований в области детской речи, а обогащение словаря занимает значимое место в общей системе речевой работы, как и его закрепление и активизация.
Однако эта проблема очень сложна, так как развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов и их качественного освоения, возникает проблема формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – на основе теоретического и экспериментального исследования проблемы определить содержание коррекционной работы по формированию активного словаря детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объектом исследования являются особенности активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиII уровня Предмет исследования: приемы активизации словаряу детей младшего дошкольного возраста с II уровнем общего недоразвития речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что эффективность формирования словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием (II уровень) будет существенно повышена, если в логопедической работе будут применяться коррекционно-развивающие дидактические игры. Которые должны соответствовать возрастной норме детей, задачи игр должны быть направлены на активизацию, обогащение и закрепление активного словаря , наглядность в играх должна быть простой и емкой.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены задачи:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в сравнительном плане с нормой;
3) разработать и содержание логопедической работы по формированию активного словаряу детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
В исследовании применялись различные методы:
 теоретический: изучение специальной литературы;
 эмпирический: проведение констатирующего эксперимента;
 аналитический: обработка результатов исследования, сравнительный анализ.
Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000. – 400 с.
2 .Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38.
3.Арапов М.В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
4. Ардентов Б.П. Общее языкознание: Курс лекций. Кишинев, 1970. 361 с.543
5.Бородич A.M. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
6.Бранникова Б. П.. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. – 1984. – №3. – с. 24–32
7. Белянская З.Ф. Устаревшая лексика современного русского языка (историзмы): Дис. канд. филол. наук. Л., 1998. 201 с.
8.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
9.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
10.Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. - М., 1966. Ч.1. С.51-78.
11.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Центр гуманитарной литературы "Рон", 2002.
13.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.234-262
14.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
16. Грибова О. Е Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студентов средних педагогических заведений. – М.: Академия, 2006. – 342 343с.
17.Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с.
Дебритова
18.Ожигов С. И «Словарь»
19.Доронова Т. Н. На пороге школы. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет по программе «Радуга». / Т. Н. Доронова [и др.]. – 3- е изд., – М., «Просвещение», 2004. – 159 с.
20.Дорофеева И. А. Обучение детей с нарушениями речи согласованию числительных и существительных // Логопед. – 2012, № 7. – С 62.
21.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
22.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
23.Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994
24.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.
25.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.
26.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – 196 с.
27.Зубарева Н. М. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста. - М., 1955.
28.Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975.
29.Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980. – 52 с.
30.Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. – 2006. – №4. – С. 17–30.
31.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М: Учпедгиз, 1985. – 132 с.
32.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. – 190 с.
33.Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.
34.Коменский Я.А
35.Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 38 с.
36. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». - 416 с.. 2000
37.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – 180 с.
38.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с. Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. – 214 с.
39. Логинова В. И.. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.
40.Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – С. 3–9.
41. Лурия А. Р Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 2012.
42.Леонтьев , А. Р Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.,
43. Н. Н. Моторина Психология усвоения языка как средства общения.- М.: Педагогика, 1974. 239 с.
43.Миронова С. А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
44.Мастюкова Н. Г.Д изартрия // Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. - С.122-154.
45.Никитина Э. В. Развитие речи детей. - Ярославль: ТОО "Гринго", 1995.
46.Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: Детство – Пресс. 2007. – 80 с.
47.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно- методическое пособие / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002. – 119 с.
47. А. А. Реформатский Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. - СПб., 1995.
48. Рубенсштейн С. Л Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума 16 - 21 октября 1989г. - М., 1989. С.104 - 106
48. Ф.А.Сохин Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
49. Сазонова С.Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
50. Н.В. Серебрякова, Л.С Соломаха «Схема обследования активного словаря детей 4 лет с общим недоразвитием речи»
50.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2001
50. Тихеева Е. ИРазвитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)
. –– М.: Просвещение, 1981
51. Туманова Т.В. Филичева Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова Учебно- методическое пособие. [Электронный ЭБС ресурс].
51.Ушакова О. СО причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. 1970. - №6. - С. 114-117.
52. Ушинский К. Д. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - №5. С.7-14.
53. Хвалина Е. Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 846-850
54. Фоминова М. И Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 128 с., илл.
55. Филичева Т. Бречевой Основы логопедии: младших Учеб. Пособие студентов для студентов методы пед. Ин-тов школьников по спец.
"Педагогика и карты психология (дошк.)"
55.Е. А. Флерина Живое слово в дошкольном учреждении. - М., 1939.
56. Фридрих Ф.Ф
56. Чиркина Г. В.Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2011. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - Л.: Наука, 2011
57.. Шанский Н. МРазвитие детей в связи с расширением их знаний об окружающем мире // Обучение детей с задержкой психического развития.
58. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.: ил.
59. Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи //
60.»Шаховская С.Нтипах лексических ассоциаций в языке // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971. - С. 140-151.
61.Щерба Л.В "Опыт общей теории лексикографии"
62.Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М. : Просвещение, 1977.- 335 с.
63.Яшина Е. ЛМетодика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (стр.53) Протоколы обследования активного словаря Н.В. Серебрякова, Л.С Соломаха
1.2.Основные направления коррекционной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня


Проблема формирования словаря занимает важное место в логопедии, поскольку его богатство – признак высокого развития речи ребенка. Кроме того, достаточный уровень развития лексической системы необходим для общения ребенка с окружающими, для способности выражать свои мысли и понимать мысли других, для формирования устной и письменной речи, а также для успешного восприятия и переработки учебного материала.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский [34]. Формирование речи детей, как отмечал педагог, должно происходить с учетом особенностей их развития. По его мнению, в период от 4 до 6 лет необходимо уделять внимание обогащению речи, «названию словом того, что ребенок видит». Он выделяет две группы методов: методы накопления содержания детской речи; методы, направленные на закрепление и активизацию активного и пассивного словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
В приложении представлены протоколы обследования детей, стимульный материал к диагностики обследования активного словаря Н.В. Серебрякова, Л.С Соломаха, а так же Перспективный план коррекционной работы, направленный на активизацию, пополнение и закрепление активного словаря детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Педагогика

2016
15000.00 р
10
Доклад
?
Image

Дидактическая игра как средство познавательной активности дошкольника

Педагогика

2018
800.00 р
30
БПГИ им. В.М. Шукшина
Курсовая работа
?
Image

Личностно-ориентированного подхода в обучении

Педагогика

2015
1500.00 р
39
ЛГУ им. А.С. Пушкина
Курсовая работа
?