8 800 551-60-95

Курсовая работа

Курсовая работа

Тема:
"Особенности социальных норм поведения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Предмет:
Педагогика

Страниц:
48

Автор:
nasya089

Цена:
2 500 Р

Автопроверка на копии: ПРОВЕРЕНО
Уникальность: 11%
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава1 Теоретические основы формирования социальных норм поведения дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
1.1 Формирования социальных норм поведения у дошкольников………….7
1.2 Особенности социальных норм поведения у дошкольников……………12
1.3 Специфика формирования социальных норм поведения у дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………………………….22
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению особенности социальных норм поведения поведения у дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
2.1 Подбор комплекса диагностических процедур и диагностика особенности социальных норм поведения у дошкольников с нарушением интеллекта в ДОУ……………………………………………………………………………….33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………42
Заключение ……………………………………………………………………..45
Список литературы……………………………………………………………..47
Приложения ……………………………………………………………………..

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Введение
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения.
Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.
Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове¬дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта¬пе развития общества. (3,с.573)
Социальные нормы необходимы в основном для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей. Ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека, они дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притеснений сильного и приучить людей к обдуманному и выдержанному поведению. Повинуясь этим правилам, люди постепенно привыкают не попирать чужих интересов, считаться с правами и благом себе подобных и согласовывать свое поведение с основными задачами человеческого общежития. Эти правила приучают человека обуздывать свои страсти и влечения и воспитывают в нем способность жить совместно с другими людьми.
Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных сознательных действий (физических или психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.
Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живущих существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих достижения определенных целей. (19, с.252)
Большое внимание уделяется исследованию социального поведения в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной единицей социологического анализа Хоманс считает "элементарное социальное поведение", т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. Значительный вклад в социологическое изучение поведения людей внесла теория символического инте-ракционизма, развитая главным образом в трудах американских социологов Ч. Кули и Г. Мида. Т. Парсонс исследовал поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой "системой взаимных ожиданий" в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. В результате социального взаимодействия, подчеркивал Парсонс, складывается специфическая структура потребностных диспозиций деятеля (актора) и других людей, включенных в систему социального взаимодействия. На поведение человека оказывает формирующее воздействие не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, господствующие в обществе.
Особенностью социальных норм для детей является то, чо они выступают фактором воспитания, в процессе которого исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.
Цель работы – изучение особенностей социальных норм поведения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования: формирование социальных норм поведения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: специфические черты социальных норм поведения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза - Эффективность социального поведения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта будет существенно повышена, с помощью методов и комплексов диагностического материала.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ социальных норм поведения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
2. Выявить особенности социальных норм поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.
3. Провести экспериментальную работу по изучению особенности социальных норм поведения поведение у дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
4. Подобрать комплекс диагностических процедур и диагностик особенности социальных норм поведения у дошкольников с нарушением интеллекта в ДОУ.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; педагогический эксперимент.
При анализе литературы по теме были использованы такие источники, как монографии отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, статьи из периодических изданий посвященные теоретическим и практическим вопросам темы.
Логика исследования отражена в структуре работы: во «Введении» дается обоснование актуальности темы, причины проявления интереса к ней. Определены цель и задачи нашей работы.
В первой главе рассмотрены особенности социальных норм поведения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в специальной литературе.
Во второй главе мы занимались практическим изучением коррекции для детей с нарушением интеллекта.
В работе также прилагается список использованной литературы и «Приложения».













Список литературы

1. Асеев В.Т., Шкаратан О.И. Социальные нормы и социальное планирование. М., 1984.
2. Бергер Я., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
3. Богданов АА. Цели и нормы жизни // Социология в России. М.: 2001. С. 573—583.
4. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.: Аспект Пресс, 1998.
5. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. Свердловск, 1974.
6. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология — М., 1988.
7. Венгер АА., Выгодская ГЛ., Леонгард 9.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
8. . Выгодская ГЛ., Соколова ЯД. Об игровых действиях умственно отсталых детей. // Дефектология. — 1972. — N° 5. — С. 66-70.
9. Гаврилушкина О.П. О некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников. //Дефектология. — 1972. — № 1.
10. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. «КоА- формность и девиантное поведение».
11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр., 1995.
12. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996. – 326 с
13. Дубровский В. Нормы и отклонения с системно-деятельностной точки зрения// Кентавр. 2006. № 38. – С. 14-25.
14. Давыдова С.И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и речевые инструкции. // Дефектология. — 1973. — № 2.
15. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2009. № б. С. 25 - 34.
16. Жильцова ОЛ. Использование вербальных заданий при диагностике умственной отсталости у детей старшего дошкольного возраста. // Дефектология. — 1974.
17. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10.
18. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М.: Вита-Пресс, 1997. – 252 с
19. Ковалева А.И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. – 264 с.
20. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987. – 219 с.
21. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. 352 с.
22. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы/ Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. – 252 с.
23. Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический проект, 2000. - 474 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.
25. одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс, 1993. – 253 с.
26. Морозова Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста / Сб.научных трудов. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. — С. 17—30.
27. Мухина В С. Детская психология. — М., 1985. — С. 211
28. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. – 436 с.

29. Стребелева ЕА. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. — 1991. — № 3. — С. 77-82.
30. Стребелева ЕА. Ранняя диагностика умственной отсталости. // Дефектология. - 1994. — № 4. — С. 53-59.
31. Социологическая энциклопедия. В 2 т. М.: 2003. Т. 2. «Нормы нравственности». С. 66—67; Нормы правовые. С. 67—68; Табу. С. 619.
32. Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. М., 2005
33. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебник. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Гл. «Девиантное поведение».
34. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994. – 322 с.

35. Фролов С.С. Социология. – М.: Гардарики, 2000. - 373 с
36. Шинкаренко Г.И. Состояние навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников / Сб.научных трудов. Кор-рекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. // Под ред. Н.Г.Морозовой - М., 1976. –С.
37. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 451—456. Нормативы. Нормы. Нормы социальные. Нормы групповые.


Глава1 Теоретические основы формирования социальных норм поведения дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
1.1 Формирование социальных норм поведения у дошкольников
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формирование у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного
общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на
практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с заведующей,
муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминая, третьи – только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются
формально, не понимая смысла этого правила. (22, с.17-30)
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и
целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного
поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.
Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на
внутренний мир ребенка.
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.
Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.
в практической части имеются отчеты о проделанной работе.

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Педагогика

2016
15000.00 р
10
Доклад
?
Image

Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Педагогика

2018
1500.00 р
53
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Курсовая работа
?
Image

Дидактическая игра как средство познавательной активности дошкольника

Педагогика

2018
800.00 р
30
БПГИ им. В.М. Шукшина
Курсовая работа
?