8 800 551-60-95

Билеты к экзамену

Билеты к экзамену

Тема:
Ответы на Гос экзамен

Предмет:
Теория государства и права

Страниц:
78

Автор:
Anna1118449

Цена:
800 Р

Автопроверка на копии: ПРОВЕРЕНО
Уникальность: 43%
1. Теория государства и права как юридическая наука: предмет и система.
Методология теории государства и права.
2. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук.
3. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.

4. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы.
5. Право в системе социальных норм.

6. Понятие и признаки позитивного права.
7. Принципы права: понятие и виды.
8. Функции права: понятие и виды.
9. Понятие, признаки и структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
10. Виды норм права.
11. Понятие и виды форм и источников права.
12. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды.

13. Действие нормативных правовых актов во времени.

14. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
15. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.
16. Юридическая техника: понятие и виды.

17. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.
18. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.
19. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.
20. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.
21. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации.
22. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.
23. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
Понятие, структура и виды правоотношений
24. Юридическая техника: понятие и виды.

25. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.
26. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.
27. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.
28. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.
29. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации.
30. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.
31. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
Понятие, структура и виды правоотношений
32. Объекты правоотношения.
33. Субъекты правоотношения. Правосубъектность
34. Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности.
335. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.
36. Понятие и формы реализации права.
37. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения.
38. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
39. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права.
40. Понятие и способы толкования норм права.
41. Юридическая техника: понятие и виды.

42. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.
43. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.
44. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов.
45. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.
46. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации.
47. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.
48. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.
Понятие, структура и виды правоотношений
49. Объекты правоотношения.
50. Субъекты правоотношения. Правосубъектность
51. Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности.
52. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.
53. Понятие и формы реализации права.
54. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения.
55. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
56. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права.
57. Понятие и способы толкования норм права.
58. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты.
59. Понятие и виды правоприменительных актов.
60. Виды юридической ответственности.
61. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования.
62. Правовое и индивидуальное регулирование.
63. Понятие и типология правомерного поведения.
64. Правонарушение: понятие, признаки, состав.
65. Виды правонарушений.
66. Законность и правопорядок.
67. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика.
68. Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

69. Романо-германская правовая система: общая характеристика.
70. Религиозные правовые системы: общая характеристика.
71. Позитивистский тип правопонимания.
72. Естественно – правовой тип правопонимания.

73. Понятие и признаки государства. Сущность государства.
74. Понятие, признаки и принципы организации государственной власти в Российской Федерации.
государственная власть – это

75. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества.
76. Понятие формы государства.
77. Форма правления: понятие и виды.
78. Формы государственного устройства: понятие и виды.
79. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

80.Функции государства: понятие и виды
81. Механизм государства и аппарат государства.

82. Государственные органы: понятие, классификация.

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Признаки позитивного права
1. Нормативность (общий характер) - состоит из норм. Нормы права – это определенные правила поведения. Они адресуются людям и их организациям и призваны регулировать, упорядочивать общественные отношения (отношения между людьми). Нормы права – это правила общего характера: складывается из нескольких признаков:- адресован индивидуально-неопределённому кругу лиц;- применяется (действует) неоднократно;- существует длительный заранее неограниченный период времени;- регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения.
2. Подкреплено мерами государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:- оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (возмещение ущерба и т.п.);- в определённых законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, штраф и т.п.).
3. Общеобязательность – нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются.
4. Государственно-волевой характер. Появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений.
5. Двусторонний, представительно-обязывающий характер. Право всегда содержит в себе корреспондирующие между собой права и обязанности. Право состоит из множества субъективных прав и юридических обязанностей. Юридическая обязанность – это мера должного поведения.
6. Формальная определенность. Право определено и внешне выражено в специальных источниках (Конституция, кодексы и т.д.).
7. Системность. Нормы, из которых оно состоит, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права.
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих приро Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

8. Принципы права: понятие и виды.
Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
Существует несколько видов принципов права:
1) общие (общеправовые) принципы;
2) отраслевые принципы;
3) межотраслевые принципы.
Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
– принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
– принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
– принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
– принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику. (принцип индивидуализации, равноправия супругов, презумпция невиновности, состязательность сторон)
Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:1) принцип гласности;2) принцип состязательности;3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

9. Функции права: понятие и виды.
.Функции позитивного права – это определенные направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом.
1. на общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается, что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные.Воспитательная функция связана с тем, что право выступает в качестве образца, своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять и информационную функцию. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации. Наконец, трансляционная функция состоит в том, что право накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает (транслирует) все это участникам существующих общественных отношений, а также будущим поколениям людей.
Регулятивная эта функция, будучи главной, поскольку выражает социальное назначение права, распадается на несколько самостоятельных функций. Статическая регулятивная функция проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах те общественные отношения, которые государство желает урегулировать. Динамическая регулятивная функция говорит о функционировании, действии правовых норм. Нормы права после их установления начинают действовать и упорядочивать конкретные отношения, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен в нормах права. И охранительная функция права выражается в том, что право охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической ответственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственности на правонарушителей и т.п.
С учетом значимости их можно подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.
С учетом сферы распространения функции права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно внутренним регулятором, поскольку регулирует общественные отношения главным образом внутри страны, тем не менее оно участвует и в регулировании отношений с другими государствами. К тому же нередко международные договоры государства входят в состав правовой системы данного государства. Например, согласно ст.15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
С учетом продолжительности осуществления функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции – это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время, временные же функции – это направления правового воздействия, которые существуют в течение определенного времени (например, при регулировании общественных отношений временными нормативно-правовыми актами).
Наконец, с учетом сфер общественной жизни функции права можно подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Экономические – это функции, которые осуществляются правом в сфере экономики (например, регулирование предпринимательской деятельности). Политические – функции, осуществляемые в сфере политики (например, регулирование отношений государства с политическими партиями). Идеологические функции – это функции права в духовной сфере (например, регулирование образовательной деятельности). Социальные функции – это различные направления правового воздействия (регулирования) в области жилищных, пенсионных и иных социальных отношений. Экологические – это функции права, связанные с регулированием в сфере экологии (например, правовая охрана окружающей среды).

12. Понятие и виды форм и источников права.
Источник –способ закрепления и выражение правовых норм
Источник в самом распространенном формате это начало, сам процесс формирования (правовые памятники- Русская правда, законы Хамурапи). Источник момент возникновения и созревания права. Форма то во что вылилось это вызревание права. Источник это процесс а форма это во что выделось.
Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.
Виды основных источников (форм) права:
а) нормативно-правовой акт;
б) нормативно-правовой договор;
в) правовой обычай;
г) правовой прецедент.
Д) принципы права
Д). Правовая доктрина представляет собой конкретное суждение ученых юристов, по какой либо правовой проблеме.
Е). Религиозная догма является неотъемлемым способом выражения и закрепления правовых норм.
Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержащий нормы права.
Нормативный правовой акт - основной источник права, поскольку принятие данных актов является монополией государства. Это акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий юридические нормы.
Виды нормативных правовых актов:
1. Законы:- федеральные конституционные;федеральные законы;- законы Субъектов Федерации;2. Указы Президента РФ:- нормативные;- ненормативные (индивидуальные правовые акты);- смешанные.
3. Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ.4. Решения губернаторов (глав субъектов Федерации).5. Акты муниципалитета:акты глав муниципальных образований;- акты представительных органов власти;
- совместные акты глав муниципальных образований и представительных органов власти.6. Локальные акты (например, уставы предприятий, положения учреждений и других организаций).
Необходимо отметить, что все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными, поскольку по своей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить.
Нормативно-правовой договор - это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов ( субъектов правотворчества).
Нормативно-правовой договор - основной источник права в международном праве.
Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.Санкционирование того или иного обычая государством означает признание им определенного обычая в качестве общеобязательного правила поведения, адресованного соответствующим субъектам права.
Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.
Виды правовых прецедентов:
а) судебный;
б) административный.
Различие этих прецедентов связано с существованием в механизме государства судебных и административных органов.
В ряде современных государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств прежде всего относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного прецедента в этих странах неодинаковы.
Правовые доктрины (научные положения, концепции) как источник права в современных правовых системах значения практически не имеют.











13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды.
Под законами обычно понимают принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения.
Особенности:
1. Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в России, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.
2. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
3. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя "общей воли".
4. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
Виды-
По значимости законы принято подразделять на конституционные и обыкновенные. Конституционные — это законы, которые обладают наивысшей юридической силой. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и являются юридической базой для обыкновенных законов. Обыкновенные законы издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить.
По субъектам законы подразделяются на законы, принятые на референдуме, и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами).
применительно к федеративным государствам. Здесь законы можно подразделить на федеральные (законы федерации) и региональные (законы субъектов федерации). Федеральные законы действуют, как правило, на всей территории государства и обладают приоритетом над региональными законами. Региональные законы действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить федеральным законам.

14. Действие нормативных правовых актов во времени.
Действие нормативного правового акта во времени определяется вступлением его в силу и моментом утраты юридической силы.
Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы.
Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие
Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
. Нормативные правовые акты прекращают свое действие на следующих основаниях:
- прямой отмены;
- по истечении срока действия, на который акт был принят;
- фактической отмены, т.е. принятия по тому же вопросу другого нормативного правового акта.
Обратная сила закона. Принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, означает, что закон не распространяется на факты, существовавшие до момента вступления его в юридическую силу.Закон может иметь обратную силу, если он отменяет или смягчает юридическую ответственность (прежде всего, это уголовное или административное право) либо если в самом законе сказано об этом.Исключением являются нормы, улучшающие налоговое положение субъекта.Обратная сила подразделяется на простую и ревизионную.

1. Теория государства и права как юридическая наука: предмет и система.
ТГП является базовой фундаментальной наукой для всех юридических наук.
Предмет теории государства и права составляют прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Обобщая, можно сказать, что предметом науки теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.
Теория государства и права как определенная юридическая наука представляет собой систему обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно-правовых явлений , а также связь общества и личности.
Иные явления это отношения по сферам общественной жизни (экономическая, политическая, социальная и тд)
Система теории государства и права: Теория права и теория государства
В рамках теории государства изучаются происхождение государства и права, понятие и сущность государства, его форма и функции, роль и структура гражданского общества, его взаимодействие с государством, понятие и принципы правового государства. Теория права включает исследование проблем понятия и сущности права, юридических норм, источников (форм) права, системы права и правоотношений, правонарушения и юридической ответственности, правосознания и правовой культуры, законности и правопорядка.

2. Методология теории государства и права.
Метод науки - это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых наукой при исследовании своего предмета.
методология науки теории государства и права - это совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Исходя из этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.
Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов.
Принципы познания - это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной тгп, следует отнести принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о множественности философских подходов, которые могут использоваться при исследовании государственно-правовых явлений, а также учете различных взглядов на эти явления мыслителей как прошлого, так и настоящего. Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Наконец, в соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.
Приемы исследования - это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. В современной отечественной теории государства и права применяются самые разнообразные методы исследования. Их обычно подразделяют на общие, специальные и частные.
Общие методы (их также называют общенаучными) - это методы которые вырабатываются философскими науками. Они используются не только теорией государства и права, но и самыми различными науками. Такие методы имеют всеобщее значение. К ним относятся методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный метод, системный метод и многие другие.
Специальные - это методы, которые вырабатываются различными специальными науками и широко используется теорией государства и права при исследовании своего предмета. К ним относятся математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и другие методы.
Частные - это методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками. К таким методам относятся формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.
Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними.
Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и может сделать новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).
Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы и единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.

3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук.
В современном мире существуют 3 категории наук: технические, естественные, гуманитарные. ТГП является гуманитарной наукой. Юридические науки являются гуманитарными науками. Все юридические науки делятся на:
Нижний уровень составляют так называемые прикладные юридические науки. К ним относятся криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают (прикладными в отличие от фундаментальных называются науки, непосредственно обслуживающие практику). Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки. К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права. Они тоже тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), но вместе с тем нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера. Наконец, верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Эти науки более всего отстоят от практики (хотя определенным образом тоже с ней связаны), в связи с чем иногда их именуют фундаментальными теоретико-историческими науками.
Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше.
В то же время не следует забывать, что теория государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам является самой общей наукой (что уже отмечалось при освещении первого вопроса).
Теория государства и права, как уже было отмечено, - наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Достаточно сопоставить теорию государства и права с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права. К таким наукам следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию, политологию, культурологию и историю. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Например, общая социология изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру и т.д. Все вышеперечисленные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки более общие, поскольку они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной так как предмет этой науки, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений.
-

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

Отрасли российского права

Теория государства и права

2018
450.00 р
23
Реферат
?
Image

Принцип законности

Теория государства и права

2017
700.00 р
30
Курсовая работа
?
Image

Формы и методы реализации функций государства

Теория государства и права

2017
1000.00 р
33
Курсовая работа
?