8 800 551-60-95

Творческая работа

Творческая работа

Тема:
Стратегическое планирование регионального развития РФ

Предмет:
Менеджмент

Страниц:
0

Автор:
nnona

Цена:
600 Р

Автопроверка на копии: ПРОВЕРЕНО
Уникальность: 98%
Оглавление
Введение 4
Стратегическое планирование регионального развития в РФ 5
Выводы 15
Список литературы: 19














Введение
Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения.
При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.
Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента.
По-моему мнению, данный вариант не просто желателен и эффективен, а является необходимым методом управления.
Тезис и актуальность данной аналитической работы в том, что стратегическое планирование - это общественный процесс, коммуникационное планирование, активное взаимодействие людей, от которых зависит будущее – власти, бизнеса, общественных организаций, экспертов.
Цель данного исследования- постараться выяснить влияет ли и каким образом, принятие и разработка стратегического планирования на уровень жизни людей региона и страны.







Стратегическое планирование регионального развития в РФ
Самый первый вопрос, который возникает в исследовании данной темы: «Для чего вообще регионы занимаются стратегиями?» На мой взгляд, несколько причин:
- Первая причина - это в каком-то смысле, причина восстановления системы планирования в нашем государстве. Так как Федеральный закон о государственном стратегическом планировании прямо предписывает, что все регионы должны иметь стратегию. Таким образом, есть административный запрос на то, чтобы стратегии у регионов были.
- Вторая причина, это то, что стратегическое планирование полезно. Доказательством служит широкое распространение этой технологии в мире. Если говорить о бизнесе, то одно из масштабных исследований, проводимых «Baing&Company», показало, что 67% компаний используют стратегическое планирование, при этом оно имеет самый высокий показатель удовлетворенности (4,01 балла по пятибалльной шкале) среди других методов управления. Не отстают и регионы и города. Практически все лидирующие регионы имеют стратегии.
Все моменты, связанные с правильно организованной стратегией и стратегическим планированием - это определенный общественный процесс, процесс общения, переговоров, дискуссий.
Это так называемое коммуникационное планирование, которое предполагает акцент не столько на конкретных цифрах, показателях, сколько на взаимодействии людей, от которых это будущее зависит.
Это и власть, и бизнес, и общественные организации, и эксперты, которые пытаются совместно очертить контуры будущего для своего региона.
Такое планирование важно, потому что оно снижает неопределенность будущего, дает больше уверенности всем тем, которым интересно развитие страны и от которых оно зависит. И что также очень значимо – повышается уровень доверия, взаимопонимания, готовности к сотрудничеству ради будущего.
- Это, собственно, третья причина, самая важная, по которой стоит заниматься стратегическим планированием.
Если перейти к сути долгосрочной стратегии региона, то сейчас общепринято, что главным фактором развития любой территории являются люди в совокупности их свойств – компетентностных, профессиональных, личных, которые позволяют им в течение жизни получать доход.
Экономисты используют термин «человеческий капитал» , который подчеркивает, что каждый человек может (с помощью государства или без нее) делать вложения в свое образование, здоровье, навыки, и эти вложения будут приносить ему доход. Человеческий капитал становится более важным фактором развития, чем природные ресурсы.
Неизбежный блок – это экономика, которая трансформирована в данном случае в промышленную политику на новой основе, и агропромышленный комплекс, на котором в значительной мере держится сельская местность.
Однако, сельская местность – это не только агропромышленный комплекс, она может быть и местом для другой эффективной экономической деятельности.
В качестве анализа работы для более детального рассмотрения системы стратегического планирования давайте остановимся на Ярославской области, более подробно изучим и поймем весь механизм и устройство стратегического планирования. А также исследуем на практическом опыте, стратегическое планирование агропромышленного комплекса на другом регионе–Брянской области.
А потом как специалисту и как человеку, живущему в своей стране сделать выводы. В этом и заключается не что иное, как цель моей аналитической работы.
Так как все разработанные и написанные стратегические планирования страны и регионов должны в первую очередь быть направлены на повышение качества жизни людей в стране и регионах.
Управление стратегического планирования Правительства Ярославской области создано в 2010 году, когда была осознана необходимость выделения тематики управления долгосрочным развитием региона в отдельный блок.
Среди первых задач, стоявших тогда перед Управлением, - упорядочивание процессов стратегического планирования (фокусирование усилий на задачах долгосрочного развития, взаимоувязка целевых программ).
Позднее, в 2012 году, когда задача постановки программно-целевого планирования в соответствии с долгосрочными приоритетами в первом приближении была решена, пришло понимание, что необходимо работать с самими приоритетами социально-экономического развития региона, и в 2012 году губернатором Сергеем Ястребовым была поставлена задача актуализировать, действующую на тот момент Стратегию социально-экономического развития Ярославской области.
В настоящий момент подразделение функционирует как управление в составе Правительства Ярославской области, штатная численность сотрудников управления составляет 15 человек, которые работают по трем функциональным направлениям:
- социально-экономический анализ;
- социально-экономическое прогнозирование;
- программно-целевое планирование.
Функционал Управления подразумевает организационную и мониторинговую работу, в том числе по различным федеральным «вводным», таким как «майские» Указы Президента, планы по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, планы первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, планы развития импортозамещения.
В период становления Управления и разработки Стратегии региона подразделение находилось в непосредственном подчинении Губернатора области, что обеспечивало оперативное принятие решений.
В настоящий момент, когда система стратегического планирования в регионе сформирована, и Стратегия региона утверждена, Управление курирует заместитель председателя Правительства, отвечающий за развитие экономики региона.
В 2014 году в регионе разработана новая редакция Стратегии социально-экономического развития до 2025 года. Ее основные ценности:
- «Народность». Губернатор поставил задачу разработать «Народную стратегию», которая бы учитывала не только мнение представителей органов власти и высшей школы, но также и мнение экспертного сообщества региона, активных граждан. Для решения этой задачи в
регионе был создан специальный орган – Стратегический совет, который состоял из президиума совета (уровень принятия решений) и стратегических целевых команд (уровень разработки решений). Стратегические команды работали в течение полугода, в ходе их работы были проанализированы основные направления развития региона и разработаны предложения, которые впоследствии были обобщены в Стратегии. Итоговый документ выкладывался в публичный доступ для обсуждения, последние замечания и уточнения принимались в ходе публичных слушаний.
- «Портфель стратегических отраслей». Стратегия содержит перечень стратегических отраслей экономики региона, которые имеют наивысший потенциал роста. Основные меры государственной поддержки и программы развития должны быть направлены именно на развитие этих отраслей. Если говорить про существующие отрасли, то это обрабатывающая промышленность (доля в ВРП региона составляет порядка 25%), в первую очередь машиностроение, судостроение, нефтехимия, фармация. Если говорить про отрасли будущего, которые в настоящий момент имеют небольшую долю в ВРП, но значительный потенциал роста (могут увеличиться в 2 и более раза к 2025 году), то это информационные технологии и туризм.
- Соответствие Стратегии и оргструктуры. Очень часто основной стратегический документ региона содержит направления развития, которые «не бьются» с существующей структурой органов исполнительной власти. Это означает, что при попытке установить ответственность за развитие того или иного стратегического направления не удается выделить одного ответственного за него руководителя уровня заместителя Губернатора или заместителя Председателя Правительства. В итоге приходится либо мириться с пересечением ответственности, что само по себе плохо: создает конфликты, снижает мотивацию, либо встает вопрос о пересмотре организационной структуры, что является непростым организационным проектом, который не всегда возможно реализовать в короткие сроки. В Ярославской области удалось избежать этой проблемы, поскольку стратегические направления развития в целом соответствуют организационной структуре Правительства.
- «Изюминки» действующей системы стратегического планирования
Одной из особенностей системы стратегического планирования Ярославской области является разделение видов деятельности:
- на текущую;
- деятельность по развитию.
Причем к деятельности по развитию относится не только инвестиционная составляющая в рамках адресной инвестиционной программы, но также и мероприятия по развитию малого и среднего бизнеса, развитие инноваций, развитие кадрового потенциала.
Таким образом, программный бюджет региона состоит из двух портфелей программ:
- портфель развития (все программные мероприятия, направленные на развитие региона);
- портфель текущих обязательств (затраты на содержание существующих сетей медицинских, образовательных учреждений, социальные обязательства).
Такой подход позволяет постоянно держать фокус на развитии региона, при принятии управленческих решений можно оценить, как то или иное решение влияет на каждый портфель и бюджет в целом.
Процессы программно-целевого планирования в регионе изначально были реализованы «в ручном режиме», при том, что бюджетное планирование было автоматизировано.
Статьи бюджета планировались в одной нотации (бюджетная классификация), а программы в другой (структура задач и мероприятий программ). При таком подходе сверку можно было обеспечить только на уровне бюджетов программ, соответствие же мероприятий программ и статей затрат бюджета можно было оценить весьма условно.
Для решения этой проблемы в 2015 году программно-целевое планирование было также автоматизировано и синхронизировано с бюджетным планированием, что позволило получить следующие преимущества:
Централизованное управление показателями государственных программ и их подпрограмм на основе единого справочника. Справочник находится в ведении Управления и каждое решение о включении нового показателя или исключении существующего проходит по определенной процедуре.
Связь бюджетных ассигнований с ассигнованиями на реализацию программных мероприятий (каждое бюджетное ассигнование увязано с одним или несколькими программными мероприятиями), что позволяет поднять качество планирования на новый уровень, сделать бюджет региона прозрачнее и понятнее для «не специалистов», что особенно актуально в связи с решением задачи повышения открытости власти и внедрения концепции электронного бюджета.
Среди актуальных задач, стоящих перед Управлением в настоящий момент повышение уровня корпоративной культуры в сфере стратегического планирования.
Хотя основные процессы стратегического и программно-целевого планирования в регионе уже устоялись, отдельные вопросы не всегда находят понимания у сотрудников органов исполнительной власти, возникают определенные коллизии, что в некоторых случаях ведет к снижению результативности и эффективности реализации отдельных подпрограмм. Сама система находится в процессе постоянного совершенствования, что влечет необходимость постоянного информирования и обучения.
Для комплексного решения проблемы с 2015 года на базе Корпоративного университета Правительства Ярославской области Управлением ведутся постоянно действующие курсы для государственных служащих. В 2016-2017 гг. с помощью технологии удаленного обучения (включающей также подсистему тестирования по итогам обучения) планируется довести долю прошедших обучение до 100% от штатной численности органов исполнительной власти региона.
Ресурсный центр по стратегическому планированию 2016
Далее, попробуем вкратце коснуться развития стратегического планирования в другой области.
По моему мнению, в современных условиях должны быть разнообразие форм собственности и многоукладность сельского хозяйства – от крупнейших предприятий до средних и мелких, а федеральная и региональная поддержка должна охватывать все типы производителей.
Миссия АПК Брянской области в Российской Федерации – устойчивое снабжение продовольствием, прежде всего, животноводческой продукцией не только населения области, но и многих регионов России, учитывая сохранившийся в брянской области трудовой потенциал в сельской местности, специфику природных условий, накопленные вложения.
Так, в течение прошлого года в сельское хозяйство Брянщины вложили практически 26 млрд. руб. (52% от всех вложений в экономику).
Брянская область заняла первое место по инвестициям в сельское хозяйство. Из 50 млрд. руб., вложенных в региональную экономику, 26 млрд. пришлись на агросектор.
По результатам прошлого года на основе данных Росстата «Агроинвестор» составил приблизительно рейтинг регионов по объему финансовых вложений в АПК. Специализация области — животноводство, в большей степени производство мяса. В регионе работают такие большие федеральные инвесторы как «Мираторг» (бройлерный проект и производство говядины) и «Черкизово» (мясо птицы), а еще агрохолдинг «Охотно» (производство и переработка свинины, растениеводство, овощеводство). Фактически все инвестиции — именно его вложения. Кубань специализируется на возделывании зерновых и масличных агрокультур, а кроме этого овощей и фруктов.
Больше всего — 120,4 млрд. руб. в агросектор инвестировали компании, работающие в ЦФО, на втором месте с 71,3 миллиарда-Приволжье, третьим стал Южный федеральный округ с 33,2 млрд. руб. Средний результат по стране — 3,7%.
Специфику Брянской области в современных условиях определяют высокий уровень финансовой и организационной поддержки АПК, ответственное отношение власти к сельскому хозяйству, повышенная роль крупных модернизированных агрохолдингов.
Брянская область, в отличие от многих более урбанизированных регионов, вошла в сложный переходный период с сохранившейся сельской местностью Этот благодатный субстрат активно откликнулся на многочисленные социальные программы, разрабатываемые в последние годы Правительством Брянской области.
Например, социальная ипотека для работников бюджетной сферы, программы ремонта школ, детских садов, клубов, строительства ФАПов, спортивных комплексов.
Но не стоит забывать, какие бы прекрасные показатели не были в регионе, основные наметившиеся угрозы изменения человеческого капитала к 2030 году, тем не менее, будут нарастать.
В их числе продолжение миграции сельского населения в столицу, рост региональных и районных центров за счет остальной сельской местности и «выпадение» из активной жизни малых сельских населенных пунктов, отъезд активной сельской молодежи в крупные города Москвы, Санкт-Петербурга для получения высшего образования (преимущественно безвозвратный).
По разным оценкам, к 2030 году численность сельского населения может сократиться на 15-30%. В настоящий момент данный фактор прогрессирует.
Серьезным вызовом властям станут проблемы депопулирующих сел и вопрос необходимости сохранять и поддерживать там дорогую социальную инфраструктуру, проблема использования помещений детских садов и школ, падение престижности сельскохозяйственного труда, изменение состава населения (приток населения в сельскую местность в последние годы идет из стран Украины, так граница Брянской области находятся с Украиной), проблемы недостаточного инфраструктурного обустройства и сети услуг в сельской местности.
Опыт других регионов России показывает, что государственные агрохолдинги, как правило, низкорентабельны. Наиболее эффективны предприятия, входящие в агрохолдинги с иностранными головными компаниями (рентабельность в два раза выше среднего уровня). А небольшие агропромышленные предприятия муниципального уровня, как правило, убыточны.
В современных условиях России должны быть разнообразие форм собственности и многоукладность сельского хозяйства – от крупнейших предприятий до средних и мелких, в том числе в скотоводстве.
Федеральная и региональная поддержка должна охватывать все типы производителей. Модернизация – это длительный процесс, занимающий 20-30 лет, и одним махом ее не осуществить. Необходимо обратить внимание на техническое перевооружение еще сохранившегося среднего звена предприятий области. К их поддержке надо относиться дифференцировано.
Главное преимущество Брянской области – региональные инициативы и программы поддержки сельского хозяйства, в том числе мелких хозяйств. Преимущество и в том, что жители Брянской области активнее откликнулись на стимулирование животноводческих ферм. Регион, с точки зрения транспортной доступности и разветвления транспортных узлов, очень благоприятно расположен для налаживания системы сбыта продукции.
Общероссийские условия развития животноводства в ближайшие семь лет в регионе должны стать еще лучше, но предполагается и существенное софинансирование из региональных бюджетов. Так что, нагрузка на бюджет области в целях поддержки АПК останется большой.

Выводы
Давайте подведем итог и сделаем выводы, по нашей аналитической работе по стратегическому планированию в стране в целом и конкретно в регионах. К какому результату я пришла?
Стратегическое планирование в настоящее время становится важнейшим (если не главным) инструментом государственного управления. Очевидным фактом является то, что традиционное административно-иерархическое планирование, которое до сих пор преобладала «на местах», неспособно справиться с поставленными Президентом задачами модернизации страны.
Поэтому, по-моему, мнению:
- во-первых, стратегическое планирование социально-экономического развития в регионе, да и в России в целом не должно быть разовой акцией, направленной на удовлетворение каких-либо текущих конъюнктур. Планирование должно быть постоянным и системным процессом, инициируемым и поддерживаемым, прежде всего, местными политическими и экономическими сообществами, в том числе экспертными;
- во-вторых, стратегический план не должен быть чисто административным регламентом, спускаемым сверху. Этот документ должен являться, прежде всего «договором общественного согласия», в соответствии с которым и органы исполнительной власти, и коммерческие предприятия, и различные общественные организации должны добровольно и согласовано принять на себя некие определенные обязательства. Другими словами, процесс стратегического планирования должен реализовываться механизмами поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению на уровне общественного консенсуса с привлечением экспертного (в т.ч. и из научно-образовательной сферы) и общественно-политического потенциала.
- В-третьих, стратегический план должен определять не столько тактическую, сколько долгосрочную направленность развития региона с одновременной концентрацией на ключевых «точках роста» (наиболее перспективных направлениях), выявленных на основе всестороннего анализа потенциала региона, его (потенциала) ёмкости, а также сильных и слабых сторон.
- В-четвертых, если говорить о стратегическом планировании, то к стратегии должны быть приложены конкретные и ясные календарно-ресурсные планы подпроектов тактического и операционного уровней (а они необходимы как элемент организационно-технического дополнения к стратегии).
- В-пятых, и, наверное, самый главный результат как для жительницы своего региона и страны, да и многих жителей, это чтобы был свой дом, а в нём холодильник, забитый качественными продуктами, современная бытовая техника, чтобы был приличный автомобиль и чтобы была работа, выполняя которую, гражданин мог получать достойную заработную плату, чтобы купить всё то, о чем я написала выше.





















Список литературы:
1. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года от 28.03.2012.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7 издание.– СПб.: "Питер”, 2010.
3. Велесько Е.И., Неправский А.А. Стратегический менеджмент.– Минск: Мисанта, 2015.– 348 с.
4. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7 изд.– СПб.: Питер, 2014.– 544 с.
5. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века.- М: Манн, Иванов и Фербер, 2012
6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. 2 издание.- СПб.: Высшая школа менеджмента. 2011.
7. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2013.

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Введение
Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения.
При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.
Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента.
По-моему мнению, данный вариант не просто желателен и эффективен, а является необходимым методом управления.
Тезис и актуальность данной аналитической работы в том, что стратегическое планирование - это общественный процесс, коммуникационное планирование, активное взаимодействие людей, от которых зависит будущее – власти, бизнеса, общественных организаций, экспертов.
Цель данного исследования- постараться выяснить влияет ли и каким образом, принятие и разработка стратегического планирования на уровень жизни людей региона и страны.




Список литературы:
1. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года от 28.03.2012.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7 издание.– СПб.: "Питер”, 2010.
3. Велесько Е.И., Неправский А.А. Стратегический менеджмент.– Минск: Мисанта, 2015.– 348 с.
4. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7 изд.– СПб.: Питер, 2014.– 544 с.
5. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века.- М: Манн, Иванов и Фербер, 2012
6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. 2 издание.- СПб.: Высшая школа менеджмента. 2011.
7. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2013.

Стратегическое планирование регионального развития в РФ
Самый первый вопрос, который возникает в исследовании данной темы: «Для чего вообще регионы занимаются стратегиями?» На мой взгляд, несколько причин:
- Первая причина - это в каком-то смысле, причина восстановления системы планирования в нашем государстве. Так как Федеральный закон о государственном стратегическом планировании прямо предписывает, что все регионы должны иметь стратегию. Таким образом, есть административный запрос на то, чтобы стратегии у регионов были.
- Вторая причина, это то, что стратегическое планирование полезно. Доказательством служит широкое распространение этой технологии в мире. Если говорить о бизнесе, то одно из масштабных исследований, проводимых «Baing&Company», показало, что 67% компаний используют стратегическое планирование, при этом оно имеет самый высокий показатель удовлетворенности (4,01 балла по пятибалльной шкале) среди других методов управления. Не отстают и регионы и города. Практически все лидирующие регионы имеют стратегии.
Все моменты, связанные с правильно организованной стратегией и стратегическим планированием - это определенный общественный процесс, процесс общения, переговоров, дискуссий.
Это так называемое коммуникационное планирование, которое предполагает акцент не столько на конкретных цифрах, показателях, сколько на взаимодействии людей, от которых это будущее зависит.
Это и власть, и бизнес, и общественные организации, и эксперты, которые пытаются совместно очертить контуры будущего для сво
Выводы
Давайте подведем итог и сделаем выводы, по нашей аналитической работе по стратегическому планированию в стране в целом и конкретно в регионах. К какому результату я пришла?
Стратегическое планирование в настоящее время становится важнейшим (если не главным) инструментом государственного управления. Очевидным фактом является то, что традиционное административно-иерархическое планирование, которое до сих пор преобладала «на местах», неспособно справиться с поставленными Президентом задачами модернизации страны.
Поэтому, по-моему, мнению:
- во-первых, стратегическое планирование социально-экономического развития в регионе, да и в России в целом не должно быть разовой акцией, направленной на удовлетворение каких-либо текущих конъюнктур. Планирование должно быть постоянным и системным процессом, инициируемым и поддерживаемым, прежде всего, местными политическими и экономическими сообществами, в том числе экспертными;

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

азработка варианта бизнес-плана для рекламного агентства

Менеджмент

2013
3500.00 р
26
ГУУ
Курсовая работа
?
Image

Выработка ценовой стратегии фирмы

Менеджмент

2014
300.00 р
50
Смоленский Гуманитарный Университет
Курсовая работа
?
Image

Характеристика организации как объекта управления на примере ООО «УГМК»

Менеджмент

2017
459.00 р
30
Курсовая работа
?