8 800 551-60-95

Дипломная работа

Дипломная работа

Тема:
Связь акцентуаций характера с выбором будущей профессии выпускников школы

Предмет:
Психология

Страниц:
76

Автор:
AlexandraZ

Цена:
17 000 Р

Автопроверка на копии: ПРОВЕРЕНО
Уникальность: 58%
Введение

Глава I. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

1.1.Основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения

1.2. Особенности профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте

1.3. Связь личностных особенностей с выбором профессии

1.4. Понятие акцентуации характера и акцентуации личности

Глава II. Эмпирические исследования взаимосвязи акцентуаций характера с выбором профессии учениками выпускных классов

2.1. Обоснование методов исследования

2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи акцентуаций характера с выбором профессии учениками выпускных классов 54
2.3. Рекомендации по выбору профессии старшеклассниками с учетом акцентуаций характера

Заключение

ВНИМАНИЕ!

Данная работа уже сдавалась другими студентами. В магазине представлены готовые работы, уникальность которых составляет не менее 50% на момент их загрузки на биржу. Внимательно изучайте информацию о работе. Мы не возвращаем деньги, если купленная работа не отвечает вашим ожиданиям.

Актуальность темы исследования. Развитие производительных сил, массовое внедрение в производство наукоемких технологий приводит к постепенному вытеснению сохранившихся от старых времен иерархических систем управления профессиональной деятельностью людей. Их заменяют более демократические, основанные на свободе личности, что невозможно без перехода от внешнего контроля профессиональной деятельности к внутренней детерминации. Поэтому закономерно в условиях рынка труда конкурентоспособными становятся сотрудники, которые способны не только отвечать требованиям профессиональной среды, но направлены на достижение самостоятельно определенных высоких стандартов в своей профессиональной деятельности. Новые условия требуют и новых исследований в области профессионального самоопределения личности и формирования ее направленности на профессиональные достижения.
Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.
В процессе личностно – ориентированного образования и профессионального самоопределения становится наиболее значимой диагностика. Она используется для оценки возможностей ученика, для решения пригодности какой ‒ либо образовательной программы, для нацеливания обучения на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс его сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Одной из важных целей образования является идея самореализации, жизненного трудового самоопределения, но, к сожалению, воплощение этой идеи либо находится в сильной зависимости от мастерства педагога, либо вообще не обеспечено эффективными психолого-педагогическими методиками и технологиями, тем более профориентационного плана, которые бы позволили говорить о практическом решении проблемы профессионального самоопределения подростков. Поиски новых методов и форм активизации профессионального самоопределения учащихся – это значимый аспект для теории и практики обучения и воспитания.
Проблема профессиональной самореализации человека изучалась педагогами и психологами многие годы, однако, на наш взгляд, до сих пор нераскрытыми являются некоторые вопросы профессиональной ориентации молодежи, индивидуального консультирования школьников при выборе профессии, динамики ценностных ориентаций разных поколений людей. Именно поэтому мы выбрали данную проблему темой нашего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема заявленного бакалаврского проекта достаточно разработана в отечественной литературе и представлена работами таких ученых, как: П.Г. Щедровицкий, И.С. Кон, Л.И.Божович, Э.Зеер, А.Е. Личко, К.Леонгард, Н.Ф. Добрынина, Б.Д. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.
Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, СЯ.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В.Ботяковой, А.Е.Голомштока, Л.А.Йовайши, Е.А.Климова, П.А.Шавира. Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии нашли отражение в работах М.А.Весны, А.Л.Михащенко, М.В.Ретивых, В.Л.Савиных , Б.А.Федоришина и др.
Актуализация проблемы исследования связи акцентуаций характера с выбором будущей профессии выпускников школы наряду с недостаточной разработанностью ее определенных аспектов определяет цели и задачи данного исследования, его объект и предмет.
Объект исследования: акцентуации характера и профориентация учеников школ в возрасте 14-17 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь профориентационных предпочтений с рядом психологических параметров.
Гипотеза исследования: акцентуированные черты личности связаны с выбором будущей профессии старшими школьниками.
Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения лиц подросткового возраста;
2) рассмотреть особенности профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте;
3) обосновать связь личностных особенностей человека с выбором профессии;
4) дать определение таким понятиям, как: характер, личность, акцентуации характера и акцентуации личности;
5) провести подбор психологических и статистических методик исследования изучаемой проблемы;
6) проанализировать результаты исследования взаимосвязи акцентуаций характера с выбором профессии учениками выпускных классов;
7) дать рекомендации по выбору профессии старшеклассниками с учетом акцентуаций характера.
Научно ‒ практическая значимость результатов, полученных в ходе проведенного исследования, заключается в возможности реализации рекомендаций по выбору профессии старшеклассниками с учетом акцентуаций характера в учебных заведениях региона.
Основными методами исследования в бакалаврском проекте являются: логический, монографический, графический, анализа и синтеза, классификации, группировки и сравнения, аналитический. Так же были использованы: методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека); методика Дифференциально – диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО); методика Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося Л.А. Головей; методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования. МБОУ «Гимназия №3» г. Белгород ул. Есенина 40а. Исследование проводилось среди учащихся 9х классов.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых. Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, СЯ.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В.Ботяковой, А.Е.Голомштока, Л.А.Йовайши, Е.А.Климова, П.А.Шавира и др. Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии нашли отражение в работах М.А.Весны, В.Д.Витиныиа, А.Л.Михащенко, М.В.Ретивых, В.Л.Савиных, Б.А.Федоришина и ряда других. В качестве информационной базы были использованы: нормативно – правовые акты федерального и регионального уровней; периодические издания, статистические сборники по России и Белгородской области, ресурсы сети Интернет.
В процессе исследования можно выделить следующие проявления:
‒ увеличение проявления демонстративного и возбудимого акцентуированного поведения, с повышенной импульсивностью, инстинктивностью, демонстративностью, значительно увеличивает склонность подростков к сфере человек ‒ художественный образ, создавая предпосылки для проявления артистизма, придавая личности подростка своеобразную харизму, и вместе с тем повышая уровень конфликтности личности с окружающим социумом;
‒ увеличение проявления тревожной акцентуации, с преобладанием негативного настроения, скованности, низкой самооценки, снижает склонность к профессиям творческого склада в сфере человек ‒ художественный образ и увеличивает проявление мотивации значимости трудовой деятельности, при которой только труд на пользу общества и приносит подростку удовлетворение;
‒ проявление экзальтированности с характерной коммуникабельностью, стремлением к спорам в которых выступают как активной, так и пассивной стороной, альтруистичностью, подверженностью сиюминутным настроениям, с легким переходом от состояния восторга к состоянию печали, и лабильной психикой, значительно увеличивает мотивацию направленную непосредственно на трудовую деятельность.
Данные полученные в ходе исследования были использованы в ходе профориентации старших школьников МБОУ «Гимназия №3».
В процессе исследования было выделено:
1. Вопросы профессионального самоопределения старшеклассников хорошо раскрыты в современной педагогической и психологической литературе, однако многие аспекты данной проблемы остаются нерешенными, поэтому здесь всегда найдется место для новых подходов и идей.
2. Проблема профессионального самоопределения лиц юношеского возраста не может быть решена только средствами профессиональной ориентации и требует реализации комплекса согласованных и взаимосвязанных мер со стороны государства, системы образования, работодателей, средств массовой информации.
3. Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте.
4. Профессиональное самоопределение личности является сложным и длительным процессом, охватывающим значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности. Большое значение имеет также способность личности к адаптации при изменении социально-экономических условий в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
5. Личность включает в себя большое разнообразие различных качеств, свойств, процессов, феноменов, которые, однако, тесно взаимосвязаны между собой.
6. Ситуация определения профессии играет важную роль в жизнедеятельности человека, по сути являясь одним из факторов оказывающих существенное влияние на эффективность жизнедеятельности в целом.
7. Исследования взаимовлияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств подтверждают связь между акцентуацией характера, выбором профессии и профессиональной адаптацией.
Структура работы. Бакалаврская работа включает 76 страниц машинописного текста, содержит 8 диаграмм и рисунков, 9 таблиц и 5 приложений. Структура исследования включает введение, два раздела, заключение, список литературы и приложения.
Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов ‒ Изд 6е., перераб. и доп. М. : Академический Проект, 2001. ‒ 480 с.
2. Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – Изд. 2е., Издательский дом "Питер", 2013 – 366 с.
3. Белюзева, Г.В. Психолого ‒ педагогическое обоснование профессиональной работы /Г.В.Белюзева// Проф. образование. – 2004. ‒ № 5 – С. 9 ‒ 17.
4. Бодалев, А. А., Психология о личности /А.А.Бодалев. – М.: Просвещение, 2004. – С.423.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. ‒ Издательский дом "Питер", 2008 ‒ 398 с.
6. Болучевская В.В.Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. – Волгоград: Изд. ВолГМУ, 2010. – 264 с.
7. Борисова, Е.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации /Е.М. Борисова, К.М.Гуревич // Вопр. психологии. – 2002. ‒ № 1 – С. 77 – 82.
8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь ‒ справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. – Киев.: Наукова Дулека, 2005. – 196 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, B.В. Зацепин. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2001. 512с.
10. В мире профессий: сб. профессионального материала. – Барнаул, 2003.
11. Волков Б.С. Психология подростка. ‒ М., Издательский дом "Питер", 2010 ‒ 240 c.
12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43 – 52
13. Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М. ‒ изд. «АСТ», 2008 ‒ 720 c.
14. Гостева П.А. Взаимосвязь критериев и этапов профессионального выбора у старшеклассников // Профессиональный потенциал. 2003. №2. С.33 ‒ 40.
15. Давыдюк Л.В., Истратова О.Н. Мотивы выбора профессии старшеклассниками// Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2005,том 49, №5. ‒ С.85 ‒ 89.
16. Егорова, М. С., Психология индивидуальных различий / М.С.Егоров. – М.: Просвещение, 2003. – С.85.
17. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. ‒ 2003 ‒ 192 с.
18. Зеер, Э.Ф. Психология профессии: учеб. пособие для вузов / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2003. – 218 с.
19. Збровский Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г.Е. Збровский, Е.А. Шуклина. ‒ Екатеринбург, 2003.
20. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. Изд. 2 ‒ е, перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
21. Климов Е.А. Психология профессионала. – М. ‒ 2003 ‒ 160 с.
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. ‒ М. ‒ 2012 ‒ 304 с.
23. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., ‒ 2006 ‒ 256 с.
24. Крайг Г. Психология развития. – СПб. ‒ . 2003 ‒ 930с.
25. Краткий психологический словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов – н/Д., ‒ 2001 ‒ 431 с.
26. Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самосознание индивида. ‒ М.: Издательство Национального института бизнеса, 2010. ‒ 272 с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий Н.В. Возрастная психология. ‒ М., 2008
28. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2 ‒ е, испр. изд. ‒ М.: Смысл, 2003. ‒ 487 с.
29. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профессиональных классов средней общеобразовательной школы. – Школьные технологии № 4, 2003.
30. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М., 2002.
31. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – Екатеринбург, 2007.
32. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
33. Орсаг Ю., О. Паншина Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально ‒ профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) Социальная педагогика, 2006 № 4.
34. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. ‒ СПб., 2002.
35. Примчук Н.В. Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.: 2007. апрель ‒ с. 368 ‒ 372.
36. Пряжников М.С. Методы активизации личностного и профессионального самоопределения. – М., 2002.
37. Прощицкая, Е.Н. Обучение выбору профессии/ Е.Н. Прощицкая. – Минск: Местный литературный фонд, Пэйпико, 2008. – 224 с.
38. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно ‒ методическое пособие / Л.М. Митина и др.; под ред. Л.М. Митиной. – М.: Московский психолого ‒ социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
39. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000.
40. 33.Психология человека от рождения до смерти. /Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 .
41. Рабочая книга практического психолога. /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. – М., 2001.
42. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. ‒ СПб., 2000.
43. Райе Ф. Психология в подростковом и юношеском возрасте. С ‒ Пб, 2000. С.69 ‒ 75.
44. Райзберг Б.А. Психологическая экономика / Б.А. Райзберг. ‒ М.: ИНФРА ‒ М, 2005. ‒ 432 с.
45. Рахманкулова Г.Д. Смыслообразование в процессах профессионального самоопределения личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Барнаул, БГПУ, 2006.
46. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2002 .
47. Резапкина Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Первое сентября. Школьный психолог, 2010. – № 20. – с. 25 ‒ 32
48. Резапкина Г. Уроки выбора профессии. Школьный психолог. 2006 № 14
49. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограмма. – СПБ: Питер, 2003.
50. Рощина Я.М., Другов М.А. Выбор профессии: по любви или по расчету?: \ ‒ М.: ГУ ВШЭ, 2002. 43с.
51. Савченок М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 ‒ 11 класс). – М., 2005.
52. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 2003.
53. Селевко П..К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения. ‒ м. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.
54. Твоя профессиональная карьера /Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 2003.
55. Тамбовцева Н.К. Педагогические условия развития познавательных интересов старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.
56. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина ‒ Изд. 2 ‒ е ‒ Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.
57. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 2000.
58. Чахлова Г.А., Заскалкина О.В. Профессиональное самоопределение современного выпускника сельской школы. – Профильная школа №1, 2009. – с. 29–33.
59. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. — 96 с.
60. Чистякова С.Н., Н.Ф. Родичев. Материалы курса "Образовательно ‒ профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении" педагогический университет "Первое сентября". 2006.
61. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001. ‒ 134с.
62. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005.
4. С целью выявления особенности взаимосвязей акцентуаций характера – с выбором профессии учениками выпускных классов, была проведена математическая обработка эмпирических данных с использованием коэффициента корреляции Спирмена, представленного в пакете статистической обработки данных SPSS, версия 21 (табл. 8, 9, приложение 4). Корреляционные плеяды с уровнем значимости 0,01,изобразим на рисунке 7.









Примечание: ДМ ‒ Демонстративный; П ‒ Педантичный тип; В ‒ Возбудимый; Дис ‒ Дистимический; Т ‒ Тревожный; ЭК ‒ Экзальтированный; ч ‒ т ‒ человек — техника; ч ‒ ч человек — человек; ч ‒ з ‒ человек — знаковая система; ч ‒ х ‒ человек — художественный образ; МТ ‒ мотивы собственного труда; МПМ ‒ мотивы профессионального мастерства.
Рисунок 7 Корреляционные плеяды взаимосвязей акцентуаций характера – с выбором профессии учениками выпускных классов (0,01)
Анализируя рис.7, можно выделить, что полученные на уровне 0,01 значимости свидетельствуют о том, что:
• Если проявление демонстративного акцентуированного поведения увеличивается, то значительно снижается проявление педантичности, дистимности личности, ее серьезность. Исходя из этого можно отметить, что увеличивается склонность подростков к сфере «человек ‒ художественный образ», так как создаются предпосылки для проявления артистизма, который придает личности подростка своеобразную харизму.
• При увеличении педантичности личности, снижаются проявления циклотимности которая выражается в резких перепадах настроения, и увеличивается дистимность которая отличается серьезностью но слабой волей. Наряду с увеличением мотивации к достижениям в профессиональной деятельности появляется склонность к профессиональной сфере «человек ‒ знак».
• Увеличение у подростков проявления тревожной акцентуации, с преобладанием негативного настроения, скованности, низкой самооценки, снижает склонность к профессиям творческого склада в сфере «человек ‒ художественный образ» и увеличивает проявление мотивации социальной значимости трудовой деятельности, при которой только труд на пользу общества и приносит подростку удовлетворение.
• Повышение возбудимости с импульсивностью, инстинктивностью, грубостью, занудством, угрюмостью, гневливостью, склонностью к хамству и брани, к трениям и конфликтам, существенно снижает не только серьезность, но и способность к волевым усилиям, самооценку в целом создавая невозможность для реализации личности в сфере «человек ‒ художественный образ» и «человек ‒ человек».
• Проявление у выпускников экзальтированности с характерной коммуникабельностью, стремлением к спорам в которых они выступают как активной, так и пассивной стороной, альтруистичностью, подверженностью сиюминутным настроениям, с легким переходом от состояния восторга к состоянию печали, и лабильной психикой, значительно увеличивает мотивацию направленную непосредственно на трудовую деятельность.
• Увеличение дистимности с повышенной серьезностью, слабостью воли снижает проявление циклотимности и склонность к сферам «человек ‒ техника», и «человек ‒ человек», в рамках которых профессиональная реализация , предполагает необходимость более оптимистичного взгляда на будущее и определенные усилия для достижения результатов деятельности, в то же время, увеличивая мотивацию к трудовой деятельности в целом.
Бакалаврская работа, практическая часть на базе старших классов "Гимназии №3" г.Белгород. При необходимости внесу изменения, сопровождение до защиты.

Похожие работы

Название работы
Год
Цена
Страниц
ВУЗ
Город
Тип работы
Image

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Психология

2018
9000.00 р
80
Дипломная работа
?
Image

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Психология

2017
3000.00 р
40
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Контрольная работа
?
Image

Профессиональные деформации педагогов

Психология

2015
550.00 р
49
РГППУ
Курсовая работа
?