Модуль 1. Патопсихологическое обследование психически
больных
Задача 1. Больной Павел С., 57 лет, инженер.
Поступил в стационар на обследование с целью решения вопроса о направлении
на МСЭ с жалобами на сниженное настроение, упадок сил, повышенную
утомляемость, забывчивость, рассеянность, расстройство сна. Ранее был активным,
стеничным человеком, хорошо справлялся с производственными заданиями,
пользовался авторитетом у коллег и начальства. Однако последнее время стал
совершать много мелких технических ошибок в выполнении расчетов и замерах
приборов, получал взыскания, из-за чего расстраивался, сильно переживал. В
течение года неоднократно находился на больничном листе у терапевта и
невропатолога. В анамнезе – в 45 лет черепно-мозговая травма с потерей сознания
(попал в автокатастрофу), страдает гипертонической болезнью II Б стадии,
неоднократно наблюдались гипертонические кризы (АД до 200/120), после одного
из которых отмечалось преходящее расстройство мозгового кровообращения
(терялась речь, отмечались парестезии в верхних конечностях), полностью
восстановился в течение 2 недель. Лечился в неврологическом отделении,
проводилась интенсивная сосудистая терапия.
Медицинский психолог при работе с больным использовал пробы Крепелина
(отсчитывание) и таблицы Шульте.
Были получены следующие ряды чисел :
100-7..93…85….78..71….63….56…48…..41……33..26..18…12.5
200-13….187……..173…160..……147……..136…123.110…….97…84……….
71…60…47…….34……21……….7
Цифровые показатели поисков чисел в таблице Шульте (в сек.):
59, 65, 70, 88, 112
Вопросы:
1. О расстройствах каких когнитивных функций предположительно
свидетельствуют сделанные пациентом ошибки в пробах Крепелина?
2. Рассчитайте показатели эффективности работы (ЭР), степени врабатываемости
(ВР), психической устойчивости (ПУ) больного (пробы Шульте).
3. Охарактеризуйте в целом в 2-3 предложениях умственную работоспособность
больного.
Задача 2. Больная Анна К., 34 лет, служащая в торговом офисе.
Поступила впервые в психиатрическое отделение в состоянии психомоторного
возбуждения и спутанного сознания. Проснулась среди ночи внезапно, начала
кричать, что в квартиру проникли бандиты, хотят ее убить, слышала их голоса,
была дезориентирована, не узнавала родственников, пыталась спрятаться в
стенном шкафу. В стационаре вела себя настороженно, озиралась по сторонам,
продолжала слышать голоса, но уже в своей голове, утверждала, что ее мысли
читают, что она подключена к суперкомпьтеру, с помощью которого преступники
должны совершить «ужасное преступление», угрожающее жизни всего
человечества, а она была выбрана этим компьютером «методом случайных чисел»,
и ей передан специальный код для доступа к «секретной генетической
информации». Спустя две недели острая психопатологическая симптоматика была
купирована и больная была направлена к психологу для патопсихологического
исследования.
Из анамнеза известно, что пациентка недавно развелась с мужем из-за
конфликтов в семье: «он меня не слушает, не понимает, за дурочку держит», имеет
двоих детей школьного возраста, которые в настоящее время проживают у
бабушки. Наследственность отягощена: брат по линии матери страдал
шизофренией, закончил жизнь самоубийством.
Медицинский психолог в работе с пациенткой начал исследование с процессов
мышления. Была использована методика «классификация предметов». Испытуемая
охотно вступила в контакт и с интересом отнеслась к заданию.
Больная, наряду с выделением обобщенных групп «животные», «люди»,
«посуда», «овощи и фрукты», «инструменты», объединила в особую категорию
«гуся», «кита», «пароход», «моряка», объяснив, что «все они плавают». Другую
группу составили «голубь», «роза» и «солнце», как «символы человеческой любви
и счастья». Третью группу составили «рыба», «стол», «кастрюля», «лук»,
«секундомер»: «Рыбу сначала на столе разделывают, кладут в кастрюлю,
добавляют лук и специи, варят уху, нужно засечь время для этого, дождаться, когда
вола закипит…».
Вопросы:
1. О каком психическом расстройстве может идти речь? Укажите основной
психопатологический синдром, который имел место у пациентки в
первые дни пребывания в стационаре?
2. К какому типу нарушений мышления по классификации Б.В.Зейгарник
можно отнести выявленные с помощью методики классификации
предметов обобщения?
3. Какие другие три методики Вы бы применили, чтобы подтвердить
предположение о выявленных у больного расстройствах мышления?
Задача 3. Андрей М., 18 лет, не учится и не работает.
Единственный ребенок в семье. Рос болезненным, худым, нескладным. В
детсаду любил забирать игрушки у детей и играть один. Рано научился читать,
увлекается фантастикой, жизнью насекомых. У него имеется довольно обширная
коллекция заспиртованных гусениц, на стенке прилеплено два десятка кузнечиков
и саранчи. С близкими холоден, со сверстниками держит дистанцию. Терпеть не
может различного рода сборищ, тусовок, когда к родителям приходят соседи или
гости, всегда запирается в своей комнате или демонстративно уходит из дома.
Спиртное не интересует, хотя несколько раз пробовал. Опьянение было странным
– сначала подъем, прилив сил и энергии, затем охватила лютая злоба и ненависть.
Хотелось сделать что-нибудь такое, чтобы всем запомнилось, было круто. Сжимал
в кармане рукоятку ножа, хотелось вонзить его в «жирную свинью» - пахана,
который верховодит подростками в округе, и который нередко его унижал
прилюдно, называя слабаком и ботаником. Представлял, как он всадит в его шею
нож, как брызнет кровь из сонной артерии, а он хладнокровно оботрет нож об
штаны и уйдет гордо, окинув презрительным взглядом застывшую от ужаса
дворовую шпану. Его даже не беспокоило то, что его арестуют и осудят:
«Достоевского читали? Кто я – тварь дрожащая или право имею?». Среди его
кумиров норвежский террорист Брейвик, совершивший массовый расстрел в 2011
году. В психиатрическую больницу поступил на судебно-психиатрическую
экспертизу: совершил развратные действия в отношении 9-летней девочки:
заставлял ее разглядывать и прикасаться к его половому члену.
В беседе держится формально, холодно, на вопросы отвечает односложно.
Взгляд тяжелый, на лице презрительная ухмылка. Цитирует фразы из Ф.Ницше
«Как говорил Заратустра»: «Вам с вашим ограниченным умом никогда не понять
высших помыслов человека». Окружающие не достойны его внимания. Себя
считает здоровым и полноценным во всех отношениях человеком: «Я по жизни –
одинокий волк, а волки считаются лучшими санитарами леса. Они убивают
больных и слабых». Врачи ничего не понимают, он не сделал ничего такого, чтобы
его держать в психбольнице.
Результаты обследования по ПДО: диагностируется шизо-эпилептоидный тип;
конформность низкая (К=1); демонстрирует негативное отношение к
исследованию; психологическая склонность к делинквентности d=3; реакция
эмансипации резко выражена (Е=7).
Профиль MMPI (в Т-баллах): шкалы: L= 51, F= 59, К= 57, 1= 54, 2 = 63, 3 = 66, 4
=92, 5 = 40, 6 = 68, 7 = 71, 8 = 89, 9 = 39, 0 = 72, доминирующий код 48
(проинтерпретировать).
Вопросы:
1. Обоснуйте, предположительно какой личностный психотип определяется у
Андрея?
2. С какими расстройствами личности по МКБ-10 или психическими
заболеваниями Вы стали бы проводить дифференциальную диагностику?
3. Какие еще психодиагностические методики Вы бы применили в первую
очередь для уточнения диагноза? Укажите 3 из них и приведите обоснование
их выбора.
Задача 4. Константин П., 36 лет, адвокат.
Всегда был чувствителен к погоде, ощущал перемену за 2-3 дня, давал
шутливые, но очень точные прогнозы и угадывал. Со сменой погоды менялось и
настроение: от радости к унынию: от тоски к бешеным вспышкам активности.
Из анамнеза: Из интеллигентной семьи: отец – юрисконсульт на крупном
предприятии, мать – преподаватель вуза, оба – кандидаты наук. Рос здоровым,
редко болел, учился неплохо, быстро схватывал все на лету, в юности писал стихи,
короткие рассказы, печатался в газетах. Пошел по стопам отца, поступив на
юридический факультет. В университете то блистал на экзаменах, ораторствовал,
подражая А.Ф.Кони (проштудировал его сочинения в 8 томах), то переставал
ходить на занятия – забрасывал учебу настолько, что была угроза исключения из
университета. Однако умудрялся каким-то образом в считанные дни и часы сдать
долги, выходил в сессию и сдавал большинство предметов на «отлично» на зависть
отличникам и зубрилам.
После окончания университета по протекции отца устроился помощником судьи.
С трудом проработал два года, имел множество нареканий из-за
неорганизованности, по ведению документации: записи делал где попало: на
листах, вырванных из записной книжки, обрывках газет, коробках из-под сигарет.
Однако после сделанных замечаний очень быстро приводил все в порядок, хотя и
ненадолго. В последующем сдал квалификационный экзамен на адвоката и стал
работать по данной специальности. Довольно быстро обзавелся клиентурой и стал
неплохо зарабатывать.
Женат, детей нет. Супруга оказалась терпеливой, первые годы совместной жизни
прощала ему «закидоны» и «странности», и в глубине души считала его
талантливым человеком, едва ли не гением.
Весной у Константина произошел серьезный срыв. Подъем настроения начался
еще в середине февраля. Почти перестал спать, но не уставал, все, что планировал
– получалось. Казалось, что удача сама идет к нему в руки.
Его направили в район, где ему предстояло выступить защитником по
уголовному делу, связанному с убийством. Сослуживцы Константина считали это
дело заведомо проигрышным. Но он выиграл процесс. Нашлись нужные
доказательства и свидетели невиновности подзащитного. А речь адвоката была
настолько блестящей и аргументированной, что судья и прокурор только развели
руками. При этом они сделали вид, что не очень замечают помятую одежду
адвоката, его обильную жестикуляцию и опухшее лицо, свидетельствующее о
предшествующих алкогольных возлияниях. Константин прожил в гостинице
неделю. Все эти дни он ни разу не сомкнул глаз. Его видели то в баре, то ночном
ресторане, то в кампании девиц легкого поведения или бомжей.
Вернулся домой возбужденный, беспокойный, постоянно что-то говорил, при
этом, не закончив одной фразы, начинал другую, был неусидчив, отвлекаем, себя
называл «вершителем судеб» и «богоизбранным адвокатом». В связи с
неадекватным поведением в психотическом состоянии был госпитализирован в
психиатрическое отделение.
В стационаре первое время был возбужден, фон настроения повышен, задавал
колкие вопросы, обвинял врачей в некомпетентности, рассказывал скабезные
анекдоты, предлагал медсестрам вступить с ним в половой контакт, чтобы они
могли почувствовать на себе его «могучую мужскую силу». Организовывал вокруг
себя больных, диктовал им свои «мемуары». К концу второй недели пребывания в
больнице стал более спокоен и адекватен и направлен к медицинскому психологу
для обследования.
При первой встрече психолог предложила испытуемому методику
классификации предметов. Больной с интересом взялся выполнять задания и начал
сортировать предложенные картинки по группам, действуя логически
обоснованно, но затем неожиданно объединил «свинью» и «штангенциркуль». На
вопрос, почему он это сделал, ответил: «судья у нас один такой есть… полная
свинья… буквоед хренов, все ему надо точно…ну вот, с сегодняшнего дня я и буду
его так звать – штангенциркуль!» (смеется злорадно). Потом его взгляд падает на
изображение лошади, и он забывает о задании: «Помню, в студенческие годы
послали нас на картошку, колхозники эти сами ни черта не работали, а нас
эксплуатировали, словно кляч, а сами бухали (выхватывает картинку с
изображением бутылки), самогон свой жрали. У них там лошадь была такая, тощая
вся, полуживая, нам в помощь дали, чтобы мы мешки в телеге на ней возили. «Ага!
Вот она, и телега здесь есть» (обрадованно показывает на картинку). При
возвращении к инструкции больной продолжает выполнять задание по логически
правильному принципу, используя концептуальный уровень обобщений, но снова
часто отвлекается на сторонние стимулы.
Психологическое состояние больного на момент обследования
соответствовало нижеприведенному профилю MMPI:
Вопросы:
1. О каком заболевании может идти речь по систематике МКБ-10?
2. К какому типу расстройств мышления по классификации Б.В.Зейгарник можно
отнести выявленные с помощью методики «классификация предметов»
нарушения?
3. Проинтерпретируйте профиль MMPI пациента. Какой ведущий синдром
выявляется на профиле? О чем может свидетельствовать сочетания пиков по 4,
6 и 9 шкалам?
Задача 5. Юрий Ф., 51 год, инвалид 2-й группы.
Заболел остро в 19 лет в период службы в армии, был комиссован с диагнозом
«шизофрения, параноидная форма», после чего неоднократно лечился в
стационаре, в последние годы почти постоянно находится в больнице, светлые
промежутки короткие, практически утратил связи с социумом. Жена также
психически больная, инвалид 2-й группы, познакомился с ней в больнице, когда
еще был молодым. В тот период приступы были не такими частыми, работал на
заводе слесарем, а супруга – уборщицей. Нажили ребенка, воспитанием которого,
в основном, занималась бабушка – мать больного. После окончания школы мальчик
уехал из города и больше не возвращался, отношения с родными не поддерживает.
По неуточненным сведениям – здоров, на учете к психиатров не состоит. С женой
у пациента часто отмечались конфликты, постоянно ее ревновал, а затем включил
ее в свою бредовую систему. Неоднократно угрожал ей убийством, занимался
рукоприкладством. По молодости писал стихи, увлекался восточной философией.
К 40 годам сформировался стойкий эмоционально-волевой и интеллектуальный
дефект. Пациент изобрел особый язык – «гедеон» (произошедший, по-видимому,
от названия венгерской фармакологической фирмы «Гедеон Рихтер»,
производящей нейролептики), на котором он пытался изъясняться, писать стихи и
выводить математические формулы. Медицинскому психологу была представлена
для анализа продуктов деятельности одна из его тетрадей «стоимостью 190 тыс.
руб. $олотом». Ниже приводится в качестве иллюстрации выдержка из его
«философского трактата»:
…«В чем суть дела контактной теории? – Гедеон – философское правило:
«Мысленным взором оговаривать пашню и думать, будет ли на этот урожай
вид». Философская выдержка: «Откуда этот лес, откуда вода, откуда эти реки,
озера и борьба». Философский закон Гедеон: «Кагор-сарафан Белинского суть
научный метод планировка». Отсюда небольшая схема «Стакан»: кривизна
Бенбарбон Гедеон – Геde ОН, будет: ориентир-пунктир кашiф Лопатин. Детская
схема «Лопатка», сложить столбиком: Муха + Ящер + Кашир + Кропоткин,
будет х = euo. Программное управление мозга – Правило: Гедеон, Зегон, Барзар,
Которон, Тотсатонон, краedeнинKT, таitмасаратон → стронций 240. Указ № 1
Абзац-5 ««Откуда этот лес, откуда вода, откуда эти реки, озера и борьба».
Расшифровка: «Плоскость, определяющая предмет, называется симпоза»,
«мысль, облаченная в формулу телепатического новшества, называется Герон,
импровизатор Камертон»…
Вопросы:
1. Перечислите, какие виды мыслительных и речевых нарушений обнаруживаются
у пациента?
2. Дайте им определение и приведите примеры из текста.
3. Какие патопсихологические методики позволяют их обнаружить (укажите 3 из
них, наиболее доступных)?
Задача 6. Даниил А., 16 лет, учащийся 10 класса.
Обратились родители с просьбой обследовать подростка. У мальчика в течение
последних 1,5 лет отмечались приступы тахикардии – учащенного пульса, иногда
достигающего в покое до 120-150 ударов в минуту, с одновременным подъемом АД
до 180-190/90-100. Неоднократно вызывали скорую помощь, был обследован
стационарно. Каких либо органических нарушений в работе сердца не выявлено.
Из анамнеза известно, что испытуемый происходит из благополучной семьи, оба
родителя – педагоги. Отец страдает ИБС, перенес инфаркт миокарда, недавно была
проведена операция аорто-коронарного шунтирования. Мальчик рос здоровым. В
11 лет перенес инфекционный миокардит с благополучным исходом, с учета по
данному заболеванию снят. Учится хорошо, старательно. Много времени уделяет
подготовке к школьным занятиям, работе за компьютером, редко бывает на свежем
воздухе, часто недосыпает. Ответственен, стремится начатую работу доводить до
конца с максимально высоким результатом. Имеет огромное желание поступить в
университет на программиста, а затем продолжить учебу и работу за рубежом, и
уже сейчас активно готовит себя к ЕГЭ. В рейтинге учащихся двух десятых классов
занимает третье место.
Результаты психодиагностики онлайн:
1. Госпитальная шкала тревоги и депрессии: тревожность – 8, депрессия – 8 б.
2. Шкала тревоги Шихана – 40 б.
3. Шкала депрессии Цунга – 47 б.
4. Шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта: Интегральная шкала
перфекционизма = 225. Ориентированный на себя перфекционизм = 83.
Ориентированный на других перфекционизм = 68. Социально предписанный
перфекционизм = 69
5. СМИЛ:
Вопросы:
1. Оцените результаты психодиагностического исследования и дайте общее
предварительное заключение.
2. В чем, по Вашему мнению, заключаются психологические причины
сердечных приступов у подростка? Обоснуйте их, исходя из концепции
интрапсихического конфликта В.Н.Мясищева.
3. Какие конкретные рекомендации Вы бы дали подростку и родителям?
Задача 7. Петр Н., 52 года, инвалид 3-й группы
Направлен на обследование в связи с очередным переосвидетельствованием в
МСЭ. Жалобы на снижение памяти, отмечает трудности запоминания,
припоминания, стал замечать, что хуже соображает; если занят каким-то делом, то
возникают сложности переключения на другое занятие.
Из анамнеза: наследственность психопатологически не отягощена, раннее
развитие без особенностей. В школе учился средне, служил в армии, закончил ПТУ,
работал на химическом заводе, обслуживая электроприборы; женат, имеет 2 детей.
В 38 лет в период эпидемии гриппа перенес менингоэнцефалит, осложнившийся
большими эпилептическими припадками. Сперва приступы были частыми, но
начал принимать противосудорожную терапию и они сократились до 1-2 раз в
месяц, возникали, главным образом, после физической нагрузки или
переутомления, либо после приема алкоголя. Работу по специальности вынужден
был оставить по медицинским противопоказаниям, долго не мог нигде устроиться,
в итоге приняли ночным сторожем на базу, где в кампании таких же, как он,
неквалифицированных рабочих, стал злоупотреблять алкоголем. На фоне
алкоголизаций достаточно быстро изменился фон настроения – появились
приступы беспричинной злобы, тоски, агрессии. Эпилептические припадки
участились, стали протекать с расстройством сознания. С 46 лет наблюдается
психиатрами, в состоянии острого психоза дважды лечился в стационаре. По
настоянию супруги прошел процедуру кодирования от алкоголя, наблюдалась
устойчивая ремиссия, почти прекратились припадки, но в этот период врачи
диагностировали еще и гипертоническую болезнь, возникали кризы с
систолическим давлением до 180 -190 мм. рт. ст. Часто жаловался на головные
боли, повышенную утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение
памяти. Два года назад была определена 3 группа инвалидности.
Диагноз. Последствие органического поражения ЦНС с умеренно выраженными
когнитивными расстройствами, эпилептиформный синдром. F06.8
Медицинский психолог при работе с больным использовала методики
«пиктограмм» и «запоминание 10 слов»
Пиктограмма больного Петра Н., 52 лет
Вопросы:
1. Приведите, как минимум, 3 признака в пиктограмме, специфически
свойственные органическому поражению ЦНС.
2. К какому заболеванию, симптоматика которого присутствует в клинической
картине болезни у исследуемого пациента, наиболее близка указанная кривая
заучивания 10 слов?
3. Какой вариант экзогенного органического синдрома, по Вашему мнению,
развивается у больного – лабильный, ригидный или мнестический? Обоснуйте
свой ответ.
Задача 8. Маргарита В., 39 лет, технический редактор
Раннее развитие больной протекало без особенностей. В школу пошла с 7 лет.
Училась хорошо. Много читала, увлекалась современной литературой. Среди
сверстников стремилась выделиться своей эрудицией. Закончила филфак
университета, два года проработала в школе учителем русского языка и
литературы, оставила по причине разочарования в профессии: «этим тупым
подросткам бесполезно что-то вдалбливать, учить словесности, им ничего не
интересно». Внешне была привлекательна, пользовалась вниманием мужчин, но
интерес к себе отбивала «тестированием» ухажеров на знание творчества
современных писателей и художников, исходя из принципа, что «главный
половой орган у мужчины – его интеллект». По этой причине замуж вышла
поздно, в 31 год, сблизившись с коллегой по работе, который уже состоял раньше
в браке, и был старшее ее на 12 лет, но «был большой эрудит, прекрасно
разбирался в творчестве Кафки, Фолкнера, Джойса, Сорокина и Пелевина». В
браке с ним родила дочь. Однако отношения не заладились. Появилась ранее
несвойственная больной подозрительность, необоснованные вспышки гнева,
которые она выплескивала на мужа и ребенка. Стала подозревать супруга в
измене, а потом в сговоре с сослуживцами, которые, якобы, задумали ее убить.
Заметила за собой «слежку» на улице, обратила внимание, что прохожие «как-то
по-особому между собой перемигиваются», «посылают друг другу сигналы»,
«передают ее по цепочке». Перестала спать. Появились «голоса в голове»
комментирующего и угрожающего характера. Однажды ночью напугала дочь:
разбудила ее, заставила одеваться: «нам надо срочно уезжать, спасаться, иначе
твой папа нас убьет!». Муж хотел успокоить жену, в ответ она едва не ударила его
ножом в грудь. Была вызвана скорая медицинская помощь, и больная
госпитализирована в психиатрическое отделение.
Диагноз при поступлении: Острое галлюцинаторно-бредовое расстройство.
Шизофрения, дебют?
Спустя неделю пациентка была направлена к медицинскому психологу на
обследование.
Больная легко вступила в контакт, однако изначально большой
заинтересованности в выполнении заданий не выявила. Держалась претенциозно,
исследование восприняла как своеобразный вызов: «На дурочку меня тестировать
будете? Что ж, проверяйте!».
На первом этапе психологом были предложены методики для исследования
процессов мышления.
При предъявлении картинок на классификацию предметов пациентка в
основном логически правильно формировала группы, сопровождая это
многочисленными комментариями. Приводим некоторые из них.
1. «Лиса, собака, свинья.., овца…., рыба, голубь.., вот еще.. лошадь – это,
конечно же, все – животные, разные – и дикие, и домашние, но все равно,
животные, животный мир. Возьмем, к примеру, лису. Она водится
повсеместно, в естественной среде обитания, которая называется фауной.
Лисы – они очень хитрые, и, среди представленных здесь животных рыба и
голубь могут быть ее добычей, как в русских сказках. Или в басне Крылова
«Ворона и Лисица»…(обращается к экспериментатору). А Вы знаете, ведь
никакой это не Крылов басню придумал, а Эзоп, древнегреческий поэт
такой был, он сперва ее и сочинил. У нас в России всегда так: кто-то на
Западе сочинит, а у нас своруют сюжет и выдают за свое, так и получаются
Незнайки всякие, Буратины и Волшебники Изумрудного города. Еще
говорят, что детей честности надо учить. А у нас вся литература такая
продажная…» (экспериментатор возвращает пациентку к выделенной ею
группе). «Что еще про них можно сказать? Что общего? Ну,
животные…Голова у них у всех есть, конечности! А у рыбы их нет,
плавники вместо ног, поэтому ее отсюда надо убрать…».
2. «Самолет, велосипед, секундомер – это все техника. Их объединяет время:
чтобы долететь или доехать куда-то, время потребуется. А время состоит из
дней, часов, минут и секунд. В часе 60 минут, в минуте 60 секунд, итого
3600 секунд получается. Жизнь – это время, а время надо беречь, каждый
час, каждую минуту, а вот секунды трудно сберечь; недаром такое
выражение есть: «помни о смерти», «мементо мори», кажется, по-латыни.
Сколько кто проживет, не известно, вот моя бабушка прожила 86 лет, а мама
в 57 умерла, она от рака скончалась…».
В методике «Сравнение понятий» из 7 не сравниваемых понятий испытуемая
находит сходство у 3:
1) «волк – луна». Взошла луна, полнолуние, волк воет на луну, что общего?
Это час вампиров, оборотней. Помню, фильм такой был американский,
триллер, там еще Николсон в главной роли, не помню название. Там такой
сюжет: ночью он сбивает машиной волка, выходит посмотреть, а раненый
волк его кусает, и потом этот мужчина начинает жить двойной жизнью,
становится оборотнем. Днем – преуспевающий бизнесмен, а ночью – зверь,
который убивает все живое;
2) «ветер – соль». Это солончаки, такие почвы соленные, полупустынные, ну
как в пустыне, там ветер гуляет, выдувает эту соль. На них ничего не растет;
3) «стакан – петух». Конечно, стаканы бывают разные, граненые, круглые,
например; в поезде чай всегда в стаканах разносят, а стаканы – в
подстаканниках, а на этих подстаканниках часто петуха изображают.
Петушок – золотой гребешок! Или Московский кремль (смеется). Я сама
видела, в руках такой стакан держала. Чай только у них не всегда хороший,
дешевый, в пакетиках. Но когда сильно пить хочешь, или надо согреться –
и такой сойдет. Дома я всегда чай в фарфоровом чайнике завариваю. А
мама, когда еще жива была, подарила мне чайную грелку в форме петуха,
сама сшила…
Вопросы:
1. Оцените уровень процессов обобщения испытуемой (конкретный,
функциональный, категориальный).
2. Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью
методики «классификация предметов»? Обоснуйте свои доводы.
3. Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью
методики «сравнение понятий»? Аргументируйте свой ответ.
Модуль 2. Нейропсихологическое обследование больных
Задача 1. Александр А., 61 год, пенсионер
Поступил в неврологическое отделение в связи с острым нарушением
мозгового кровообращения. Работая на даче, почувствовал слабость, внезапно
потерял сознание, упал, но быстро очнулся, начал что-то бессвязно говорить, но
окружающие не могли его понять. На МРТ были выявлены признаки ишемии
мозга в бассейне левой средней мозговой артерии. Была назначена интенсивная
сосудистая терапия. После стабилизации состояния больной на 4 сутки был
направлен на обследование к медицинскому психологу.
Предварительно сопровождался медсестрой. В кабинет вошел самостоятельно,
в возбужденном состоянии, что-то непрерывно громко говоря и жестикулируя.
Психолог обратила внимание на некоторую маскообразность, асимметрию
подвижности лица, сглаженность правой носогубной складки. Сел напротив после
приглашающего жеста психолога.
Диалоговая речь. На вопрос, как его зовут, ответил: «Ну как.., как меня зовут..
Саша..это, меня.. его…Але…Алё.. Алло.. тьфу ты. Так как же? Алек..
ксан…саныч…да! Вот! (сильно волнуется, нервничает, раздражается). На
вопрос, сколько ему лет: «лет.. шесть…сесть.. здесь.. один.. я не один, у меня
бочка…точка есть…(имеет в виду дочь, которая ухаживает за ним в больнице).
Предложение назвать адрес: «Я живу на улице … как его…море…тросы…
литросы… ле..матры…мадры..нет…, б***ь (нецензурно ругается, хочет назвать
улицу Матросова, про которую хорошо помнит).
Устный счет: один..тв….дада…чехов…бадь…….хт…семь.. вомн…
Понимание слов (психолог называют слово, пациент должен найти
соответствующую картинку): рот – указывает на ухо; телефон – указывает на
замок; цветок – указывает на морковь.
Понимание инструкций. Психолог предлагает встать и подойти к окну. –
Пациент встает и остается на месте. Психолог предлагает взять карандаш и
провести им прямую линию на листе бумаги. – Пациент берет в руку листок
бумаги и протягивает его экспериментатору. Психолог дает инструкцию правой
рукой коснуться левого уха. – Пациент в замешательстве, действие не выполняет.
Вопросы:
1. Какой вид речевых нарушений имеется у пациента?
2. Что лежит в основе данного вида речевого нарушения?
3. Укажите топографическую локализацию очага поражения в коре головного
мозга в результате инсульта у данного пациента.
Задача 2. Алексей К., 46 лет, рабочий-стропальщик.
Поступил в нейрохирургическое отделение с закрытой черепно-мозговой
травмой. На стройке на него упал груз в результате неправильного крепления, был
отброшен назад и в результате падения сильно ударился затылком о бетонное
покрытие, в результате чего потерял сознание. Была диагностирована
субдуральная гематома в затылочной области, оперирован, после чего 5 дней
находился в коме. По выходу грубых двигательных нарушений, параличей не
обнаружено. Однако окружающие вскоре заметили у него странное поведение: во
время приема пищи проявлял хороший аппетит, но когда предлагали второе
блюдо, съедал только то, что находилось на правой стороне тарелки; в тумбочке
«не видел» туалетные принадлежности, расположенные в левом углу, жаловался
жене, что кто-то, по-видимому, их украл; соседа по палате, если он подходил к
окну, расположенному слева от кровати больного «терял» и переставал слышать,
и удивлялся, когда тот «волшебным образом» появлялся перед ним. Путался в
способности определять последовательность текущих событий во времени: утро
и вечер, обед и завтрак, вчера и завтра и т.п. Отмечались затруднения при
одевании: не мог сообразить, как надеть пижаму, застегнуть пуговицы на
рубашке.
Психолог предложил пациенту скопировать по образцу три рисунка: дом, часы
и весы. Ниже приведены воспроизведенные больным изображения.
Далее пациенту было предложено сложить изображения из 4 кубиков (субтест
кубики Кооса). Ему удалось справиться только с фигурой А.
Больного также попросили обвести фигуры круга и квадрата по контуру и
поставить в центр фигур точку. Справиться с заданием не смог, объяснял:
«Трудно, я вижу либо карандаш, либо круг. Было предложено написать свою
фамилию на разлинованном листе с инструкцией строго соблюдать линию строки.
Пациент уже со второй буквы съехал со строки резко вниз.
Вопросы:
1. Как называется обнаруженные у больного феномены?
2. К какому виду расстройств гнозиса и праксиса относятся выявленные
нарушения?
3. Укажите вероятностный очаг поражения в коре головного мозга.
Задача 3. Екатерина М., 53 лет, повар
Обратилась к невропатологу с жалобами на рассеянность, невнимательность,
испытывала замешательство при выполнении привычных последовательных
действий во время уборки квартиры, при приготовлении пищи. Так, например,
при резке овощей «застревала» на этом действии, продолжая крошить их в
завышенных объемах; забывала вовремя положить в варево соль и специи.
Несколько раз бросала механически в кастрюлю с супом ножи и другие
несъедобные предметы «как будто под влиянием какой-то внутренней силы»,
импульсивно. Окружающие стали замечать, что с ней стало трудно разговаривать:
не могла четко сформулировать свою мысль, повторяла одни и те же слова по
нескольку раз, задавала одни и те же вопросы, при этом причмокивала губами,
вытягивала их трубочкой. Жаловалась на слабость в конечностях. Отмечались
головокружения, нарушения координации движений.
Замужем, имеет двоих взрослых детей. В анамнезе – хронический холецистит,
гастрит, гипертоническая болезнь II Б стадии, ожирение 2-й степени, имеют место
климактерические нарушения: редкие, но обильные месячные, «приливы»,
перепады настроения.
В неврологическом статусе: несколько повышен тонус мышц конечностей,
умеренная гиперрефлексия, параличей и парезов нет. Испытывает затруднения
выполнения нескольких последовательных движений по инструкции,
персеверация одного из указанных движений (несколько раз пальцем тычет в
кончик носа, попадая в щеку), нарушение равновесия (неустойчивость в позе
Ромберга).
Направлена на стационарное обследование. На МРТ выявлена картина
опухоли левой лобной доли:
При нейропсихологическом исследовании на вопрос психолога, как ее зовут,
отвечает: «Катя меня, меня Катя, как сказать.. меня…ну… » (сильно волнуется).
«Что Вас беспокоит?» - «Меня, меня Катя, я Катя беспокоит, покоит, оит.. Ну нет..
вот пра…вда… да я…» - (активно жестикулирует и произносит более внятно)
- голова болит». «Кружится?» - кружиткца, кружакса, кружки, круг… голова,
вот..».
Больной было предложено задание скопировать круг, треугольник, цифры 3
и 5. Получены следующие результаты (последовательно):
Вопросы:
1. Какие симптомы «лобной психики» имеются в клинической картине болезни у
данной пациентки?
2. Как называется речевое расстройство, обнаруживаемое у больной?
Перечислите, как минимум, 3 его признака, основываясь на истории болезни
и данных нейропсихологического исследования. О поражении каких корковых
зон мозга они свидетельствуют?
3. Какой вид нарушений представляют данные рисунки? При какой форме
апраксий эти нарушения встречаются?
Задача 4. Михаил Е., 70 лет, пенсионер
Из анамнеза: окончил авиационное училище, работал бортмехаником на
Крайнем Севере. На пенсии с 55 лет, с этого времени не курит и не употребляет
алкоголя. Перенес инфаркт миокарда, осложнившийся мерцательной аритмией,
страдает ИБС, гипертонической болезнью, хроническим гастритом, аденомой
предстательной железы. После смерти супруги проживает с дочерью. С ее слов,
уже несколько лет страдает нарушениями памяти, однажды потерялся на улице.
Переведен из кардиологического отделения в неврологический стационар в
связи с остро развившимися речевыми нарушениями по типу тотальной афазии.
При первичном осмотре отмечалось ограничение взора вправо, признаков парезов
или параличей не выявлено. Речевые, глазодвигательные и зрительные нарушения
регрессировали в течение нескольких часов, но сразу же стали обращать на себя
внимание расстройства в виде нарушения памяти, апатии, эйфории, снижения
критики к своему состоянию. Через неделю в неврологическом статусе
выявлялись рефлексы орального автоматизма, оживление сухожильных
рефлексов, больше справа, хватательный рефлекс и положительный
патологические кистевые рефлексы справа.
У пациента был диагностирован инсульт в вертебрально-базилярной системе
с выраженными когнитивными нарушениями.
С целью уточнения степени когнитивных расстройств было проведено
нейропсихологическое обследование, во время которого пациент был в сознании,
контактен, правильно ориентирован в месте, но не мог правильно назвать год,
число, день недели, эйфоричен, импульсивен, критика к своему состоянию была
нарушена. Для оценки уровня когнитивных нарушений использовалась батарея
шкал. Повторное ретестирование осуществлялось спустя 9 мес. после
перенесенного инсульта.
В представленной ниже таблице приведены интегральные показатели
использованных методик.
Вопросы:
1. Проведите интерпретацию полученных результатов (после инсульта и
спустя 9 мес.).
2. О чем свидетельствует динамика показателей?
3. Имеются ли у больного признаки деменции? Если да, то какому уровню
она соответствует?
Узнай стоимость помощи по твоей работе
На нашем сервисе более 1000 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Предложения (0)
Служба поддержки
Возникли вопросы? Появились проблемы с автором? Не стесняйтесь, мы поможем!
Заполните форму и узнайте цену
Обратная связь
Загрузка...
Предупреждение
Не сообщайте контакты без крайней необходимости. Ни в коем случае не совершайте прямые переводы денежных средств вне биржи "Пишем24". Общение и заказы за пределами "Пишем24" несут высокий риск мошенничества. А внутри "Пишем24" - проходят гладко и безопасно. В случае первого обмена контактами от администрации выдается предупреждение. В случае второго обмена контактами аккаунт пользователя блокируется.