Содержание
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальную точку зрения автора по конкретному вопросу.Задача пишущего эссе – высказать свое отношение к проблеме, согласиться или нет с предложенным тезисом, изложить собственные размышления, сформулировав собственную позицию. В этом отношении эссе сугубо индивидуально.

Готовое педагогическое эссе на тему «Природа как средство воспитания нравственного человека»

Природа оказывает мощное воспитательное воздействие на детскую душу. Она может соперничать лишь с влиянием педагога. Это замечено еще К. Д. Ушинским, который писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?». Великий педагог даже отдавал приоритет воспитательному воздействию природы перед действиями воспитателей. Он полагал, что «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
О необходимости развивать интерес к природе говорили такие выдающиеся педагоги, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Каптерев и др. Наши современники также отмечают важное взаимодействие человека и природы. Так, Д. А. Гранин справедливо указывал, что «когда речь идет о том, какую личность воспитывать, когда мы размышляем о конкретном наполнении и понимании нравственной личности, сюда обязательно входит вопрос об отношении к природе. …Воспитывать любовь к природе с детства – значит формировать гуманность человека, делать его лучше. Проблема отношения к природе может стать могучим способом нравственного воспитания людей».
Однако не только непосредственное общение школьников с природой воспитательно, с этой функцией превосходно справляется художественная и научно-популярная литература.
Литература о природе представляет собой не только уникальную энциклопедию биологических знаний для школьников, но и является совокупностью текстов, воздействующих на их чувства. Она – их верный помощник и друг на протяжении всего периода обучения в школе.
К литературе о природе во внеклассной работе обращаются учителя разных учебных дисциплин. Широки возможности пейзажной лирики: она оказывает несомненную помощь в развитии эстетических чувств школьников, их патриотического самосознания, без нее трудно осуществить экологическое воспитание. Описывая несвойственный средней полосе России ландшафт, пейзажная лирика будет способствовать вовлечению школьников в мир других народов. Эстетическое чувство отражает духовную потребность человека в прекрасном. Неразвитость его существенно влияет на формирование интеллекта, моральных качеств. Мир природы, полный неповторимого разнообразия красок, тонов, звуков, запахов воспринимается нами с эстетической точки зрения.
Стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина демонстрируют поэтические формулы мира природы, образцы красоты глубокого и тонкого ее восприятия. Ф. И. Тютчев, например, писал о природе так: «В ней есть душа, в ней есть язык», природа для него самоценность, достойная восхищения и уважения. Картины русской природы, освещенные высоким печально-щемящим и в то же время светлым чувством любви к своему отечеству, написаны, в частности, поэтическим словом Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, И. А. Бунина. В стихотворениях этих поэтов предстает вся Россия «с ее безмолвными полями, сосновыми борами, лунно-березовым светом задумчивых рощ, ивами над прудом, раздольем лугов, осенними ветрами и песнями дождей, небом, которое высоко оттого, что поле бескрайне с летящими в синеве журавлями».
Одним словом, никакие многомиллионные затраты на охрану природы не будут действенными, если человек не будет любить природу, понимать, что он – ее часть.
Но не только пейзажная лирика, но художественное слово наших прекрасных писателей-природоведов действует воспитательно. Книги М. М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Г.А. Скребицкого, Е. И. Чарушина, Н. И. Сладкова, Э. Ю. Шима и других мастеров открывают перед юными читателями мир родной природы. Эти писатели, подчеркивал Б. А. Бегак, «с большой силой и остротой показали …то, что ―все способны видеть и никто не видал. Мир природы, в котором нет мелочей, ибо из них складывается великое. Мир, который дети должны постигнуть; постигнув, увлечься им; увлекшись, полюбить; полюбив, стать на его защиту».
Так, в разговоре о творчестве М. М. Пришвина учителю необходимо сказать о том, что в его произведениях гармонически сочетается и любовь к родной природе, и знания о ней, и понимание ее тонкой красоты. Кредо писателя заключается в убежденности и нравственном воздействии природы на человека, и сила этого воздействия будет более значительной, чем правдивее воссоздана писателем жизнь природы: прилет лебедей и зябликов, появление сморчков, вскрытие озер, первое кукование, первый соловей, зацветание ржи. Принцип бескорыстного отношения к миру природы провозглашался и К. Г. Паустовским. Ценность природы не в ее хозяйственном потенциале, а вэстетической и этической значимости. Еще в середине XX века им ставилась проблема охраны природы как дела государственной важности. Прекрасны словесные пейзажи К. Г. Паустовского. Он обладал поистине необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир лесов и озер… Он сумел открыть читателю мир природы в его первозданной свежести и чистоте.
Любовь к природе тесно связана с любовью к родине, с патриотическим чувством человека. «Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе. Поэтому все…что приближает нас к природе и роднит с ней, патриотично в самом широком смысле этого слова», – писал К.Г. Паустовский. «Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, – подчеркивал писатель, – когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой».
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию у людей высоких моральных качеств. Истинная красота заложена в природе, и задача учителя состоит в том, чтобы помочь школьнику увидеть ее, научиться ценить и пользоваться увиденным.
Научить подростков видеть красивое – дело сложное. Раскрытие красоты природы возможно только при непосредственном общении с ней. Поэтому важную роль и в экологическом, и патриотическом, и в эстетическом воспитании играют экскурсии в природу. Непосредственное общение школьников с природой разовьет их наблюдательность, научит детей понимать ее законы, видеть красоту окружающего, беречь природные богатства.
Школьники должны привыкнуть к вопросам, типа: «Какое небо?», «Как светит солнышко?», «Какой дует ветер?», «Как выглядят деревья и кустарники?», «Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?», «Что интересного увидел, когда шел в школу?». Постепенно они станут сами себя озадачивать ими. Со временем они увидят красоту белоствольной березки, трепетной осинки, кустика рябины и поймут, что окружающее красиво и дорого потому, что родное.
Сильные впечатления от встречи с природой пробуждают желание сделать что-либо хорошее, пробуждают восторг в сердце школьника и рождают творчество и радость открытий.
Забота о природе делает детей добрее, внимательнее, воспитывает в них гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.
Известно, любить, защищать и беречь человек склонен в первую очередь то, что ему нравится, что воспринимает как красивое. Именно эстетическое восприятие облагораживает эмоции, мышление и деятельность, возвышая их до нравственных отношений при взаимодействии человека с природой. Эстетическое восприятие природы, воздействуя на самые интимные стороны духовного мира школьника, ассоциируется со всем, что им прожито и пережито. Поэтому эстетические чувства рождают сопереживание и таким образом соприкасаются с нравственным миром личности, с чувствами доброты и сострадания, бескорыстного желания помочь, сохранить живое. Формирование эстетического отношения к природе, следовательно, будет способствовать предотвращению и преодолению эмоциональной глухоты.
Путешествие – прекрасный, занимательный, полезный отдых. В походе укрепляется здоровье, воспитываются выносливость, находчивость, сила и ловкость.
Другими формами воспитательной внеклассной работы могут быть такие: классные часы, беседы о писателяхприродоведах, любимых животных, растениях (деревьях, цветах), необычных явлениях природы; сочинения школьников об увиденном и прочитанном; конкурсы на лучшего чтеца стихотворений о природе, конкурсы юных художников «Мой любимый пейзаж»; чтение вслух произведений о природе, инсценировки рассказов о животных и др.
Россия… Произносишь это святое слово, и перед глазами встает роща стройных берез, облачённых в белоснежные сарафаны. А вот течет реченька-речка, искрится, играет лучами солнца, упавшими в неё, словно кто-то обронил на дно горсть золотых монет, и теперь они дразнят взор каждого, кто проходит мимо. Закрываешь глаза и видишь деревни, сёла, города, и конечно же, наши бескрайние Оренбургские степи, потому что Россия – это наша малая Родина, это прежде всего наш родной край, наше Оренбуржье. Мы должны любить и беречь наш окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы…