Содержание

Эссе по философии

Эссе по философии представляет собой итоговую квалификационную работу по дисциплине «Философия», отражающую «сквозные» умения и навыки философской рефлексии, приобретенные за время обучения дисциплине, поэтому сам процесс написания эссе – один из самых трудных элементов учебной деятельности студента по предмету «Философия», объединяющий в себе учебный процесс и творческие поиски студента. – В цели эссе всё это гармоничным образом присутствует: логика изложения собственных мыслей автора; обоснованность Я-позиции; развитие самостоятельного творческого мышления.

Как писать эссе по философии

Одна из предварительных форм подготовки к написанию эссе - знакомство с эссе философов (Паскаль, Вольтер, Дидро, Монтень, Камю, Бэкон и мн. др.), которые в свое время сделали жанр популярным среди широкой (образованной) публики: так философия стала «доступнее», ближе к человеку, помощницей в решении насущных (мировоззренческих) проблем. Чтение первоисточников позволит автору будущей работы (эссе) лучше понять/уловить его специфику.
Эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, это всего лишь попытка студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения, с нею связанные. Эссе по философии может быть как в виде размышления на определенную тему, возможно, по поводу высказывания какого-либо философа (афоризм), так и в виде рецензии на прочитанную философскую книгу (фрагмент текста произведения (глава, параграф и т.д.)). Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику и в процессе подготовки, и непосредственно в выполнении работы. Предваряя выбор темы, автору необходимо определиться с близким ему типом эссе.
Узнай стоимость
написание работы на заказ

Структура эссе по философии        

Эссе не имеет четко выделенной структуры (однако, это не касается содержательной стороны эссе), в отличие, например, от реферата (введение, основная часть, заключение), представляя собой сочинение сравнительно небольшого объёма (от трех до десяти страниц машинописного текста), написанное на конкретную тему.

Виды эссе по философии

  1. Эссе как размышление. Этот тип работы, нося творческий характер, требует серьезной подготовительной работы. Так, темой такого типа эссе, как правило, становится законченная мысль философа (афоризм). Для понимания афоризма необходимо знать философские концепции, понятия, категории. В процессе написания эссе-размышления студенту предоставляется возможность наиболее полно отточить навыки критического мышления. Алгоритм работы над эссе-размышлением таков: уяснив суть вопроса, найти в литературе альтернативные пути её решения, изучить дополнительную литературу с целью подбора цитат, подкрепляющих аргументацию, сформулировать окончательный вывод.
  2. Эссе как рецензия представляет собой критический разбор какого-либо первоисточника (из области науки, философии и т.д.). Написание рецензии/аннотации предполагает не только оценочные суждения, выражающие личное отношение к произведению. – Автору эссе-размышления необходимо дать аргументированный анализ/разбор текста, опираясь на изученные в ходе учебного процесса понятия, категории, концепции. Алгоритм работы над эссе-рецензией таков: исследовать библиографию рецензируемого первоисточника, кратко изложив содержание, дать личную оценку, изложить ключевые идеи и их смысл, с Я-позиции обосновать актуальность представленных идей. Во-первых, целесообразно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно изложить свое первое, непосредственное личное впечатление от знакомства с текстом и дать краткое изложение его содержания. (При этом необходимо помнить, что подробный пересказ текста является отступлением от жанра работы и снижает ее ценность). Следующий важный этап работы – это анализ текста произведения. Здесь необходимо, к примеру, объяснить смысл его названия (как вы его поняли), изложить главные идеи произведения, авторское понимание цели рецензируемой работы и пр. Заключительная часть эссе-рецензии должна быть посвящена аргументированной оценке содержащихся в рецензируемом произведении идей и личным размышлениям студента об актуальности данного философского труда.
 
 
Нужна такая же работа?
закажи ее у наших авторов

Готовое эссе по философии на тему «Цель и смысл жизни»

 
Человек – существо смысложизненное. Каждый человек имеет на сознательном или подсознательном уровне понимание своего смысла жизни. Жизнь без представления о ее смысле невозможна. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о том, для чего живет человек? Для чего он пришел в этот мир, если жизнь заканчивается смертью? Вопрос о смысле жизни, следовательно, есть вопрос о предназначении человека. Однако не всякий человек задумывается над глубинными вопросами бытия, будучи поглощенным удовлетворением своих растущих материальных потребностей. От понимания смысла жизни зависит то, как человек будет организовывать свою жизнь, какие выберет ценностные ориентиры, какие дела предпочтет делать, а какие нет.
 
В чем же смысл жизни? Можно ли его правильно определить? Можно ли найти истинный смысл жизни? Ответы на этот глобальный вопрос настолько субъективны, что, кажется, существует множество ответов. Однако это только кажущееся многообразие. История поиска человеком смысла своего существования показывает, что все имеющееся разнообразие точек зрений можно свести к трем: религиозной, общественно-исторической и экзистенциальной.
 
С точки зрения экзистенциального подхода смысл жизни у каждого человека свой. Сколько жизней, столько и смыслов. Каждый человек сам определяет свой смысл жизни. Если каждый сам определяет свой смысл, то нельзя вести речь и о предназначении человека, потому как предназначенность предполагает, что смысл задан изначально. Отсюда следует и отрицание общих критериев нравственности, что приводит к стиранию грани между добром и злом. Такая позиция ведет к оправданию любых поступков, вседозволенности. Экзистенциональное понимание смысла жизни, по сути дела, перечеркивает смысл жизни как таковой. Когда речь ведется о высшем смысле человеческого бытия, что и является предметом философии, речь ведется о том смысле, который объединяет людей в единое сообщество, выделяет их от всего остального живого мира. Поэтому у людей не может быть разного смысла жизни. Смысл один. А пути к нему разные. Экзистенциальный подход истинен тогда, когда под различными смыслами понимаются различные пути, способы реализации того единого смысла, который задан человеку как родовому существу.
 
Представители общественно-исторического подхода утверждают, что смысл жизни человека – это служение обществу, будущим поколениям, содействие делу созидания светлого будущего человеческого рода. Однако если вопрос о смысле жизни возникает в связи с осознанием смертности человека, то этот вопрос остается также открытым, когда на него отвечаем с позиции общественно-исторической. Почему? Потому, что будущие поколения так же, как ныне живущие, смертны. Сведение смысла жизни к служению обществу, которое состоит из смертных людей, не предает жизни высший смысл. Этот смысл появляется только тогда, когда мы допускаем наличие смысла в самом Универсуме. Нет ни у отдельно взятого человека, ни у человечества как совокупности людей, народов, цивилизаций никакого жизненного смысла, нежели нет этого смысла у самого Универсума.
Истинный смысл жизни, по моему мнению, может быть раскрыт именно с религиозной точки зрения. Почему лишь религиозному сознанию открывается эта истина? Почему лишь наличие Бога делает нашу жизнь в высшей степени осмысленной? В пользу подтверждения истинности религиозно понимаемого смысла жизни можно выделить несколько доводов.
 
Во-первых, полагаю, что в самой постановке вопроса о смысле жизни заключается необходимость признания высшей сущности, которая и передает этот смысл всему миру. В самой постановке вопроса заключено отрицание у жизни всякого смысла, если она ограничена земными рамками. Действительно, если вопрос о смысле жизни возникает как вопрос о предназначении человека, как вопрос о том, ради чего человеку дана жизнь, то этот вопрос имеет смысл только как вопрос о соотношении конечной человеческой жизни и того бытия, который лежит за пределами чувственно воспринимаемого мира (бытия Высшей Сущности). Почему? Потому, что вопрос о смысле жизни, как было уже сказано выше, есть вопрос о том, для чего живет человек, если он смертен? Если этот вопрос возникает в связи с осознанием своей смертности, с конечностью земного бытия, то это значит, что сама постановка вопроса предполагает отрицание целесообразности всего того, что связано только с земным бытием. Все то, что имеет отношение только к земному существованию, не соотносимо с истинным смыслом жизни. Таким образом, понимание человека лишь как земного существа, по сути, есть отрицание всякого смысла человеческого бытия. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: вопрос о смысле жизни есть в действительности вопрос о том, есть ли Бог, бессмертна ли душа? Отсюда следует, что признание смысла жизни тождественно признанию существования Бога (понимаемого по-разному). Постановка и решение вопроса о смысле жизни должно неизбежно подводить человека к признанию существования Бога. Все, что делает человек в своем земном бытии, не имеет никакого смысла, если жизнь ограничена земными рамками. Действительно, если я спрашиваю, для чего живет человек, и мне отвечают, к примеру, чтобы есть, пить, веселиться, то здесь я еще не вижу ответа. Я же спрашиваю: для чего ему жить, если его, в конечном счете, ожидает смерть? Получается, что я спрашиваю в том числе: что выйдет из того, что человек живет, пусть даже весело, пусть даже с ощущением счастья, если его, в конечном счете, ожидает смерть? Любой из ответов, связывающих смысл жизни человека с его земным существованием, будь то счастье личное или светлое будущее рода человеческого, не дают утвердительного ответа на данный вопрос. Казалось бы, совершенно очевидно, что вопрос о смысле существования человека остается без ответа, когда на него отвечаем категориями конечного мира. Однако большинство современных людей сознательно (что маловероятно) или бессознательно (очень даже вероятно) связывает смысл жизни именно с посюсторонним миром. Они не видят или не хотят видеть, что вопрос о смысле жизни имеет смысл лишь как вопрос о соотношении конечного (земного) и бесконечного (трансцендентного) миров. Соотнесение смысла жизни только к земным делам (неважно каким), есть, в реальности, признание бессмысленности, абсурдности жизни. Такого рода ответы, предполагающие только блага земные (личные или общественные), означают по сути следующее: надо жить ради того, чтобы жить.
 
Во-вторых, только в религиозном сознании происходит установление отношения с тем бытием, которое существует за пределами чувственно воспринимаемого мира, без признания которого человек не может реализовать высший смысл своего существования. Лишь допуская бытие Высшей Сущности, человек может обрести истинный смысл жизни, следовательно, и истинную нравственность. То, что истинная нравственность не существует вне религиозного сознания, доказала сама история, причем ярче всего история нашего народа. Человек понимает и чувствует свою причастность к делу приумножения добра в мире только тогда, когда осознает себя как частичку целенаправленного развития мирового целого, а не как результат слепой игры бессознательных сил. Только религиозное объяснение мира дает человеку надежду на целесообразность своего бытия. Вне связи с бесконечным миром (Богом) разрушается метафизическая сущность человека. Человек не может жить без идеи Бога, потому как в нем заложена неистребимая потребность устанавливать отношение с бесконечным миром.
 
Тем не менее, вопреки фактам и доводам разума, многие сегодня в нашем обществе продолжают утверждать, что религиозное мировоззрение не совместимо с новыми открытиями в науке, что научное понимание мироустройства вытеснило из общественного и индивидуального сознания окончательно и бесповоротно заблуждения религиозного характера. Но вот что при этом интересно. Огромное количество людей – людей, по их собственным представлениям, «вооруженных назубок» научными знаниями, ведут себя как настоящие язычники: плюют через плечо, стучат по дереву и делают много чего другого, что относится к разряду суеверий. Из этого напрашиваются вполне определенные выводы: во-первых, большинство людей до сих пор являются носителями языческого сознания, и, во-вторых, человек действительно не может обходиться без установления отношений с иной, сверхчувственной реальностью.