Содержание

Эссе по юриспруденции

Эссе как вид учебной деятельности студента – самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.

Как писать эссе по юриспруденции

Процесс написания эссе требует от студентов развития умений не только по подбору, но и анализу литературы, по структурированию информации, выделению причинно-следственных связей, логическому выстраиванию аргументации, подкреплению каждого тезиса соответствующими примерами, формулированию обоснованных выводов. Для чёткого и грамотного изложения своей позиции, студенты должны пользоваться юридической терминологией, овладевать научным стилем речи и, наконец, правильно оформлять работу. Кроме того, в ходе создания эссе студенты получают уникальный шанс проявить творческие способности, применить имеющиеся теоретические знания на практике, откровенно высказать критические замечания по поводу прочитанного и продемонстрировать умение пользоваться накопленным багажом знаний. Фактически эссе является ступенью подготовки к самостоятельной научно-исследовательской работе.
 
Работа над учебным эссе, как правило, не требует от студента значительного времени, в отличие от подготовки реферата и доклада, но предусматривает последовательное выполнение базовых этапов. Основные этапы написания учебного эссе:
1. Выбор темы эссе (или получение темы непосредственно от преподавателя).
2. Составление плана эссе.
3. Подбор и изучение источников и литературы по теме эссе.
4. Написание текста эссе.
5. Оформление эссе.
6. Получение рецензии (устной или письменной) на эссе.
 
Следующим важным этапом выполнения эссе является составление плана, что предполагает следующие действия:
1. Ознакомление с основной рекомендуемой литературой (учебниками и учебными пособиями).
2. Составление примерного плана, который в ходе работы уточняется и конкретизируется. Нужно учитывать, что план эссе может включать в себя следующие основные разделы: введение; основная часть; заключение. Однако внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то она не требуется обязательного повторения выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
 
Написание текста учебного эссе предполагает совершение следующих действий:
1. Систематизирование и аналитическая обработка полученной информации студентом.
2. Составление окончательного плана.
3. Формулировка заголовка эссе.
4. Написание текста эссе. Важным разделом учебного эссе является введение (предисловие). Во введении студент должен кратко отразить актуальность и значимость проблемы, предмет и цель исследования.
 
В основной части эссе раскрывается и излагается содержание темы. Данный раздел занимает основной объём эссе. Здесь последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена в виде цельного текста или может быть разделена на несколько частей, имеющих свои подзаголовки. Обычно разделы (имеющие собственный подзаголовок) выделяются по принципу «один раздел – один тезис, мысль»
 
В заключении излагаются выводы, вытекающие из рассмотрения основного вопроса, обобщается позиция студента по исследуемой проблематике.
 
Эссе необходимо выполнять самостоятельно. Недопустимо механическое переписывание текста или компиляции. Выполненное учебное эссе должно свидетельствовать, что студент основательно изучил рекомендуемую литературу, нормативный материал, полно и правильно раскрыл тему, показал навык самостоятельности суждений. Излагаемая точка зрения на проблему, поднимаемую в эссе, должна звучать убедительно, подкрепляться аргументами, построенными на основе применения научных методов.
 
Конечным этапом проделанной работы является представление эссе преподавателю или аудитории и получение рецензии (устной или письменной).
Узнай стоимость
написание работы на заказ

Темы для эссе по юриспруденции

Выбор темы учебного эссе предполагает следующие действия:
1. Ознакомление с программой курса, усвоение основных юридических понятий конкретной дисциплины.
2. Изучение методических рекомендаций и тематики эссе, которая предлагается преподавателем.
3. Формулировка темы эссе совместно с преподавателем. При этом учитываются научные интересы студента.

Пример эссе по юриспруденции

Правовая традиция является одной из наиболее сложных для понимания юридических категорий. Вопреки значительной распространенности в литературе представления о содержательном наполнении правовой традиции, формах ее проявления, соотношение с другими правовыми явлениями остается, на наш взгляд, довольно фрагментарным. Достаточно вспомнить, что работы, непосредственно посвященные анализу данной проблемы (можно назвать работы Ю. Оборотова, Ю. Лободы, М. Мирошниченко, Г. Гленна, К. Арановского, Т. Козлова, С. Павлова и др.) содержат весьма отличные друг от друга трактовки природы правовой традиции и ее роли в правовой системе. В какой-то мере это можно оправдать многогранностью и полиструктурностью самой правовой традиции, что значительно усложняет попытки охватить все проявления и аспекты ее бытия. Однако, думается, что подобная ситуация обусловлена также и методологической неупорядоченностью исследований в данной сфере, прежде всего обусловленной недостаточной корректностью понимания свойств любых общественных (в частности, и правовых) традиций.
 
В то же время, не вызывает сомнения, что правовая традиция занимает центральное место в характеристике права как цивилизационного явления и элемента культуры любого социума. В частности, именно через категорию «традиция» можно исследовать влияние трех, очевидно, главных факторов развития права стран Европы – христианства, греческой философии и римского частного права. Все это предопределяет необходимость дальнейшего осмыслении правовой традиции, что составляет цель настоящего эссе.
 
Историчность правовой системы, которая охватывает и мир правовых идей, и мир материального бытия права, на более конкретном уровне проявляется в виде правовых традиций, которые в материальном аспекте предопределяют особенности существования какого-то правового явления или правовой системы в целом, а в идеальному – определяют особенности познания и понимание права, в частности, и его ценности для каждого конкретного общества или цивилизации. Иначе говоря, правовая традиция – это понятие, которое характеризует специфичность идеального и материального бытия права в контексте представления о его историческом развитии либо историческом развитии явлений, влияющих на право. Подчеркнем, традиция – это не самые правовые явления, а категория, которая объясняет их своеобразность, особенность в контексте истории их возникновения и развития. Исследование правовых традиций дает возможность увидеть, почему в обществе или группе обществ, объединенных в цивилизацию, сформировался именно такой образ права, такое общественное значение права, такая правовая система, и тем самым отображает динамику исторического бытия правовой системы, формирование и реализацию правовых норм, познание права субъектом права, воплощение правовых предписаний в правовом поведении и т.п.
 
Кроме того, правовая традиция не всегда предопределяет непосредственное обращение к прошлому. Она может выражать в праве не только связи по линии «современность – прошлое», но и по линии «современность – прошлое – современность», когда специфика существования правовых явлений (например, норм права) обусловлена влиянием элементов современности, опирающихся в свою очередь на понимание прошлого. Немецкий философ Д. Генрих весьма удачно отмечает сложность этого момента, указывая, что ответ на определенный социальный вопрос (сам Генрих рассматривает вопрос республиканской традиции в Германии после опыта нацистского режима) не обязательно нуждается в углублении в традицию, а может обращать нас к современности, ведь познание в современном также зависит от традиции. Речь идет о том, что особенности формирования и позитивизации нормы права, ее восприятие и воспроизведение субъектами права, обусловленные каким-либо фактором современности (например, моральной позицией субъектов права, отношение к такой норме со стороны разных общественных групп), тоже могут быть проявлением традиции, если указанные моральная позиция или отношение сами обусловлены фактами прошлого, даже если эту связь субъекты права не рефлексируют. Например, многочисленные протесты православных церквей Украины против введения в стране идентификационного номера налогоплательщика, которые привели к корректированию законодательства в сторону предоставления верующим возможности отказаться от присвоения этого номера, являются проявлением христианской правовой традиции и отображают связь между правом и христианской религией по линии «современное (действующая норма права об обязательности присвоения идентификационного номера) – реальное или представляемое прошлое (сформированный в предыдущие времена христианский взгляд на человека, ее греховность, так называемое «число дьявола» и т.п.) – современное (невосприятие церквями и верующими соответствующих норм права, которое идеологически обусловлено сформированными ранее религиозными нормами (или представлениями о них), что, однако, не обязательно осознается верующими субъектами как фактор своего поведения)».
 
Правовая традиция, как категория, которая отображает своеобразие бытия правовой системы, имеет плюралистический характер. Общность исторического развития разных социумов в пределах определенной цивилизации является предпосылкой для существования в правовых системах этих социумов традиций, которые охватывают цивилизацию в целом (упомянутые выше традиции христианства, римского права и т.п.). При этом эти традиции включают общие, единичные и особенные составляющие.
 
Подводя итог, отмечу, что в пределах этой статьи нами, безусловно, не охваченная вся проблематика исследования правовой традиции (в частности, без нашего внимания остались вопросы структуры правовой традиции, ее проявлений, соотношение с преемственностью в праве и т.п.). Все эти вопросы могут быть предметом дальнейших научных поисков, в том числе с использованием приведенного высшее понимание правовой традиции.