Готовое эссе на тему «Вечная тема в творчестве Достоевского»
Федор Михайлович Достоевский – один из самых спорных, одиозных писателей на карте мировой литературы XIX-XX веков. Негативное отношение к его творчеству в России – СССР особо обострилось в связи с признанием социалистического реализма как основного метода творчества многонациональной советской литературы. А. М. Горький на Первом Всесоюзном съезде писателей СССР (1934 г.) в своем докладе «Советская литература», в частности, сказал: «Достоевскому приписывается роль искателя истины. Если он искал – он нашел ее в зверином, животном начале человека, и нашел, не для того, чтобы опровергнуть, а чтобы оправдать…». Это заявление было сделано с трибуны Колонного зала Дома Союзов в присутствии не только делегатов из республик, автономий, округов СССР, но и гостей из США, Франции, Испании, Греции, Турции, Чехословакии, Голландии, Норвегии, Швеции, Дании, Англии, Японии, Китая, Австрии.Настороженное отношение к творчеству Ф. Достоевского в советской стране сохранялось, по сути, до второй половины ХХ века. Тому подтверждение – 30-томное (полное) собрание сочинений классика было осуществлено лишь в 1972-1988 годах.
На этом фоне представляется чрезвычайно актуальным вузовское освоение творческого наследия Ф. Достоевского – объективное, многомерное.
Данное исследование пронизывает мысль Достоевского: «Человек – сложное создание: «Бог с чертом сражаются, и арена борьбы – сердце человека». Мы исходим также из признания самого Достоевского: он – писатель «текущей действительности», в отличие от Л. Толстого.
Советская наука о Достоевском, скажет в своей статье «Роман Ф.М. Достоевского «Идиот», Л. И. Мегаева, много сделала для раскрытия социально - психологического и художественного своеобразия романов Ф.М. Достоевского.
Но «этого нельзя сказать, – верно замечает В. А. Недзвецкий, – о внутреннем философско-онтологическом плане произведения, в особенности о тех его мотивах, которые прямо или косвенно восходят к текстам или ситуациям «Нового завета».
За время каторги, которое предшествует времени написания романа «Идиот», многое меняется в мировоззрении Достоевского, а главное: отношение к человеку. Если революционеры-демо-краты говорили, что человек добр по натуре, то есть надо изменить среду и человек изменится, то каторга показала, что суждение это ложное: «Если утверждать, что человека сделало злым общество, то значит – лишить его свободы. Человек вменяем, отвечает за свои поступки, так как он сам свободно выбрал этот путь».
Наблюдая за каторжниками, Достоевский говорит: один тип преступников не виноват (преступления, совершенные под давлением среды), но есть и другой тип – люди, которые совершают преступления без всякого воздействия среды, – они виноваты, так как поступали свободно. Достоевский обращается к глубокому изучению человека: «Человек не может быть или добр, или зол».
Развивается новая философия человека, направленная против теории среды. В человеке есть три слоя: 1-й внешний, который во многом определяется средой, воспитанием. Но это только первичный слой, он не проявляется в самых трудных ситуациях. 2-й слой – более глубинный: идеологопсихологический (психология, его идеи, его мировоззрение, эмоциональная сфера). В этой глубине в человеке борются два начала – добро и зло. Эта борьба носит идеологический характер. Добро и зло полярны и совершенно свободно они не могут переходить друг в друга, они существуют самостоятельно. Поэтому человек свободно выбирает либо доброе, либо злое начало. Трагедия человека заключается в том, что и добро и зло независимы, свободно проявляются в результате выбора. Но Достоевский был уверен в том, что есть еще 3-я глубина человеческой сущности – метафизическая, данная Богом. В человека есть врожденное чувство добра и зла. Богом заложен инстинкт добра для других.
В отличие от восточной философии фатализма, которая говорит, что Бог вложил в человека бессмертную душу, по мысли Достоевского, Бог дает еще один атрибут – свободу.
Задача писателя и заключается в том, чтобы раскрыть эту сложную борьбу добра и зла в человеке. Человек суть душа, но есть и тело, которое жаждет блага лишь себе. Очень часто Карамазов говорит: «Все, что душе кажется ужасным, кажется прекрасным сердцу».
Это борьба между божеским и дьявольским началами. Это и есть главная задача художника: «Я хочу выяснить начало и конец сущности человека». Психологизм Достоевского заключается в раскрытии борьбы между добром и злом.
Достоевский делает настоящий переворот в видении жизни и отражении ее в искусстве. Поэт-автор, отражающий жизнь, может встать над этой жизнью и произнести однозначный приговор: жизнь предстаёт в движении.
Если перед нами настоящий художник, он должен предвидеть, увидеть в этом жизненном многоголосии начинающуюся тенденцию.
В 1997 году вышла небольшая, но очень глубокая и содержательная книга В. А. Недзвецкого «Русский социально-универсальный роман XIX века», где в последней главе, посвященной романам Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, рассматриваются евангельские мотивы в произведениях этих писателей. В результате сопряжения этих элементов и создается романический эпос Толстого и романизированная мистерия Достоевского.
Анализируя «Преступление и наказание», автор отмечает и евангельский мотив – воскрешение Лазаря, лежащий в основе сюжета романа, и дважды повторяющийся мотив тридцати серебренников, полученных Иудой за предательство Христа, христианский мотив гроба, исхода, голгофы и т.д..
Приводя евангельские фразы, мотивы, детали, следует, однако, помнить, что идея воскресения в «Преступлении и наказании» присутствует «не в неком отвлеченном и разрозненном виде. Гениальность Достоевского-художника, а не только христианского мыслителя блестяще проявились в его романе умением компоновать и интегрировать всю обширную проблематику, а также и все сюжетные линии этого произведения посредством, по существу, одной мистеральной «истории» Нового завета. Именно – легенды о воскрешении Лазаря».
Замысел романа «Идиот» органически вырастает из замысла «Преступления и наказания», – отмечает один из выдающихся исследователей творчества Ф. М. Достоевского, критик и философ русского зарубежья К. В. Мочульский. Действительно, и в романе «Преступление и наказание», и в романе «Идиот» – главная поэтическая идея, вдохновившая писателя, – это идея спасения России, молодого поколения от всеразрушающих «дьявольских» идей атеизма, нигилизма, вседозволенности, порожденных хищническим буржуазным строем с его всесилием денег, всеобщим падением нравственности, ростом преступности и т.д. Действие обоих романов развертывается в самом буржуазном городе России, в ее столице – Петербурге.
Писался роман «Идиот» очень трудно:
- Центральный образ никак не вырисовывался, Достоевский жил еще в мире Раскольникова, и в первых вариантах это эгоист, яркий индивидуалист.
- Достоевский еще не выработал поэтической программы романа. Главная идея, которая его подвигла к созданию романа, – вдохновенная поэма о «положительно прекрасном» человеке, единственном утешении человечества.
На свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо». Достоевский обращается к совершенству: Христос – самый совершенный Богочеловек. Он пытается найти реальных людей, реальные образы. Хотя евангельские мотивы очень сильны, но Мышкин – не Христос. В письме А. Н. Майкову Достоевский сообщал: «Давно уже меня мучила одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная, и я люблю её. Идея эта – изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в это время особенно».
В новом романе Достоевскому хотелось создать героя, «жаждущего деятельного добра, цельную натуру, выражающую идеал красоты, чистоты, человечности. В связи с этим в первоначальном образе Идиота появляются черты, уже подготавливающие будущего Мышкина. Он «чудак», «тих», у него «очень слабое здоровье», «поражают его простота и смирение», «он иногда начинает читать всем о будущем блаженстве».
Вторая проблема – проблема красоты. Достоевский считал, что красота –великая сила, которая должна творить гармонию, но Достоевский видел двойственность сути красоты, которая должна творить гармонию: как только красота осознает себя, появляется ярко выраженный индивидуализм. Достоевский нащупывает противоречие: происходит борьба двух начал – божеского и дьявольского. И внутренняя композиция романа продиктована представлениями Достоевского о двойственности добра и красоты.
Всё творчество Достоевского является гигантской подвижнической работой постижения тайны присутствия Божия в мире тайны и человека. В произведениях Достоевского всегда в тесной связи сосуществует временное и вечное, реальное и мистическое… Каждый персонаж романа «Идиот», с одной стороны, проходит вечный путь человека перед лицом мировой истории, с другой – он весь принадлежит самому насущному и кратковременному настоящему – «злобе дня».