Содержание
На сегодняшний день эссе является одним из самых востребованных и популярных письменных жанров как в России, так и за рубежом. Согласно С.В. Ляпун, «эссе признано жанром-лидером XXI в., одним из самых продуктивных видов творчества как в западноевропейской и восточноевропейской культурах, так и в русской национальной культуре». Этот жанр занял прочные позиции в школьной программе (умение писать эссе включено в одно из требований федерального государственного образовательного стандарта в школе), на олимпиадах, вступительных экзаменах. В зарубежных вузах написание эссе является одной из необходимых форм при поступлении в ВУЗ. Эссе можно увидеть на страницах газет и журналов, интернет-страничках.
 

Готовое эссе на тему «Роль государства в развитии зеленой экономике»

С конца 1980-х годов ХХ века в промышленно развитых странах начался переход к новому технологическому укладу, главными отличительными чертами которого является не только интенсивное развитие информационных, нано- и биотехнологий, но и акценты на ресурсосбережение (в первую очередь энергоэффективность). Процессы так называемого «озеленения» экономики, существенно ускоряющиеся под воздействием повсеместного прогрессирующего ухудшения состояния окружающей среды и климатических угроз, приобрели политическое значение. Высокая наукоемкость и технологичность «зеленых» производств обеспечивает ускоренный переход к новому технологическому укладу, который в самое ближайшее время будет определять не только лицо мирового хозяйства в целом, но и конкурентоспособность национальных экономик. Вполне закономерно, поэтому, звучат слова канцлера ФРГ А. Меркель: «Тот, кто первым завоюет рынки «зеленых» технологий, будет иметь устойчивое преимущество и создаст новые рабочие места». Характер и дизайн новой «зеленой» экономики» закладывается в настоящее время благодаря усилению экологической составляющей в национальной и мировой политике, а также технологическим и институциональным переменам.

В своей Инициативе по «зеленой» экономике Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) определяет «зеленую экономику» в широком экономическом, социальном и экологическом контексте: «зеленая» экономика − это экономика, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднения». Другие организации, например, такие как Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), определяют «зеленый» рост как политический фокус, который опирается «на экологически устойчивый экономический прогресс в целях стимулирования низкоуглеродного и открытого для всех социальных слоев развития».

Подобные определения практически не отличают «зеленую экономику» от концепции устойчивого развития, которая широко известна и имеет соответствующий правовой статус во всем в мире, однако в большинстве случаев довольно слабо интегрирована в социальноэкономические программы и практику природопользования.

Представляется, что содержательное различие между устойчивым развитием и «зеленой экономикой» состоит в том, что концепт «зеленой экономики» не подразумевает императивного введения экологических ограничений в экономическом развитии. Главное в «зеленой экономике» – это непосредственно экономика и экономическая сфера, достижение высоких экологических результатов благодаря стратегии «тройного выигрыша». В основе «зеленого роста» – чистые или «зеленые» технологии («cleantech» или greentech), новые бизнес-модели, которые предлагают инвесторам и потребителям конкурентоспособный доход одновременно с решением глобальных проблем.

Масштабы мирового сектора «зеленой» экономики пока сравнительно невелики: общий объем стоимости производимой продукции оценивается в 2 трлн. долларов или 2,7 % мирового ВВП, а занятость в этом секторе составляет примерно 10 млн. человек. Однако вклад «зеленых» отраслей в развитие экономики конкретных государств, которые целенаправленно концентрируют усилия и инвестиции в этом направлении, намного выше. По оценке, проведенной ещё в 2007 году, вклад «зеленой экономики» в ВВП США составлял около 4 % [2]. В Великобритании стоимость выпуска «зеленой» продукции в 2009 г. оценивалась в 8,8 % от ВВП [3]. В Евросоюзе в 2010 г. экологически чистое производство обеспечивало более 2,5 % совокупного ВВП и занятость около 3,5 млн. человек.

Ведущая роль государства в переводе национальных экономик на «зеленые рельсы» развития подчеркивается всеми ведущими экспертами. В частности, по словам П. Сухдева, руководителя Инициативы ЮНЕП по зеленой экономике: «Государству отведена центральная роль в изменении законодательства и политики, а также в инвестировании государственных средств в общее достояние для того, чтобы этот переход стал возможным».

Действительно, несмотря на то, что можно привести достаточное количество фактов, свидетельствующих o вполне успешных «зеленых» инициативах «снизу»: фирм, общественных организаций, неформальных объединений граждан и т.п., приходится признать, что подобные практики сложно предсказуемы и управляемы, носят стихийный характер и в большинстве случаев вряд ли могут быть воспроизведены в национальном масштабе.

«Зеленые» технологии, экологические товары и услуги не стали в полной мере рыночным продуктом, а сложившиеся препятствия институционального характера делают подобные начинания неконкурентоспособными.

Вследствие этого развитие «зеленой» экономики требует вмешательства государства в существующие «правила игры», что подразумевает создание режима государственного регулирования, поощряющего развитие экологических отраслей и технологий, создание необходимой инфраструктуры, перестройку ключевых институтов, реформирование налоговой политики и т.д. И в этом смысле наиважнейшую роль играет наличие сильной политической воли, способной сместить акценты в сторону «зеленого» роста национальной экономики.

Процесс реализации поставленных целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти. Для того чтобы эти действия были действительно эффективными, необходимо во-первых, чтобы законодательство точно определяло границы и основные организационные и финансовые аспекты перехода к «зеленой» экономике, во-вторых, исполнители обладали необходимыми ресурсами и квалификацией, и в-третьих, что немаловажно, предпринимаемые меры должны найти широкую поддержку среди социальных групп и лидеров общественно-политических движений.

Основная роль государства состоит в том, чтобы организовать и скоординировать деятельность всех субъектов этого процесса, в том числе на основе разработки соответствующих планов и программ. Хотя программный подход зачастую подвергается критике из-за не слишком высокой отдачи, однако его использование позволяет сконцентрировать ресурсы для решения определенной проблемы, объединить усилия всех заинтересованных сторон, включить общественность в процесс принятия решений, поставить долгосрочные цели и разработать стратегию на продолжительный период времени.

Разработанные и реализуемые в настоящее время в большинстве стран государственные программы по переходу к «зеленой» экономике являются основным инструментом структурных преобразований в экономике, позволяющими решить целый круг проблем.

Необходимо отметить, что в 2009 г. реализующая этот переход экономическая политика «зеленого» роста была официально принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве стратегического направления развития всех ее членов на долгосрочную (до 2030 г.) и более отдаленную (до 2050 г.) перспективу.

Анализ показывает, что исключительно быстрые темпы развития зеленого сектора экономики в ряде стран, особенно заметные на фоне замедления экономического роста в 2008 – 2012 гг., достигаются благодаря сочетанию институционального и инвестиционного факторов государственной поддержки.

Так, к середине 2011 г. в 89 странах были нормативно закреплены цели развития возобновляемой энергетики, в том числе в 73 – нормативными актами, регулирующими использование биотоплива, а в 81 – специальными льготными тарифами на подключение источников этой энергии (feed-in-tariffs). Из промышленно развитых стран последней в 2011 г. установила эти тарифы Япония и ввела их в действие с июля 2012 г.

Рост инвестиций в «зеленые отрасли» особенно заметен в странах «Большой двадцатки», среди которых, только направленные на развитие возобновляемых источников энергии капиталовложения возросли с 2004 по 2011 г. в пять раз.

Таким образом, «зеленая» экономика в настоящее время является реальным фактором модернизации мировой экономики, усиливающим свое влияние, который рассматривается не только в экономическом, но и политическом контексте. Вследствие сложившихся объективных препятствий институционального характера, неспособности рыночной экономики к эффективной экологической саморегуляции, главным субъектом развития политики «зеленого» роста является государство. Основным инструментом осуществления «зеленых» структурных преобразований в национальных экономиках являются государственные программы, реализуемые в настоящее время в большинстве стран мира. При этом разные страны не только демонстрируют далеко неравномерную динамику «зеленого» роста, но и расставляют разные акценты в официальных документах, касающихся развития «зеленой» экономики. Усилия стран нетто-импортеров энергоносителей сконцентрированы в основном на развитии и поддержке сферы альтернативной энергетики, предполагающей уход от энергозависимости и обеспечении энергетической безопасности. Многие развитые страны, предполагая заложенные в концепции «зеленой» экономики инновационный и мультипликативный эффекты, во многом рассматривают её как основу для антикризисного регулирования, позволяющую создать новые рабочие места, технологии и т.п. Собственно экологические проблемы, прежде всего экологические лимиты развития, явно не фигурируют практически ни в одной национальной программе по «зеленой» экономике, подтверждая тезис o том, что главным здесь является все же сама экономика и социально-экономическая сфера. Тем не менее, национальные программы качественного обновления технологической базы, повышения эффективности производства и ресурсосбережения призваны обеспечить улучшение среды проживания. Успешность реализации государственных программ «зеленого» перехода зависит от наличия политической воли, развития институциональной базы, а также финансирования технического перевооружения традиционных отраслей экономики.
Заявка на расчет