Готовое эссе на тему «Человек в социальных сетях»
Самые популярные на сегодняшний момент Интернет-сайты, такие как Facebook, VK.com, Твиттер обладают колоссальным влиянием на развитие разных сторон жизни общества, таких, как политика, журналистика, реклама и др. Строгая технологическая властная вертикаль социальных сетей, дарующая пользователям полную свободу в рамках определенных программными решениями функций (заполнить анкету о себе, создать список друзей, отправлять сообщения, выкладывать плейлисты, формировать собственные или участвовать в чужих сообществах и т.д.), фактически означает изоляцию индивида в этих же границах. Данное утверждение подтверждается целым рядом исследований в области компьютерной безопасности и влияния сети на человека, а также имеет глубокое теоретическое обоснование. Так, например, М. Вебер, описывая теорию рациональности, утверждал, что техническая рациональность есть рациональность доминирования, которая приводит к деперсонализации личности. Механизм такой деперсонализации – гомогенизация индивидуальных поведений, т.е. те самые рамки, внутри которых человеку дана полная свобода самовыражения, но за границы которыхвыходить просто невозможно, так человек становится техническим объектом, т.е. объектом на службе доминирующего строя.Существует ли возможность снятия, преодоления этого механизма? Выстраивая координаты современной ему философской антропологии, Иммануил Кант подходит к решению трёх задач:
- Что я могу знать? (метафизика);
- Что я должен делать? (мораль);
- На что я смею надеяться? (религия).
- Кем я смею быть? (онтология и эпистемология);
- Что я должен рассказать? (философия коммуникации);
- Кому я могу это рассказывать? (социальная философия).
Отвечая на вопрос «Кем я смею быть?», человек в социальной сети управляет собственной идентичностью. Ответы на эти вопросы носят онтологический и эпистемологический характер – при заполнении стандартной анкеты, при создании собственного плейлиста, подборе видеозаписей на странице, создании фотоальбомов и т.д. Человек осознает себя в бытии в социальных сетях, осуществляет рефлексию себя и своего места в мире, самоопределяется.
Исторически Интернет-сообщества развиваются от абсолютной анонимности до необходимости практически полной персональной идентификации. На раннем этапе развития таких сообществ пользователи указывали для персонализации лишь псевдоним. Это позволяло отказываться от собственной реальной идентичности и продуцировать в сети новые. Российский интернет-исследователь Евгений Горный посвятил ряд работ феномену виртуальной личности, описывая как жанр творчества, он относит к основным ее функциям следующие: рациональное выстраивание своего образа "для других" (управление идентичностью), переложение части функций на этот виртуальный образ, которое освобождает его создателя от рутинных дел (голем); мистификация: введение в заблуждение других людей путем выдавания измышленного за реальное; аналогия между виртуальной реальностью с пространством воображаемого не только наделяет ее качествами творческой среды, но и определяет ее психотерапевтическую функцию; создание виртуальных личностей – один из способов виртуальной психотерапии: повышение уровня психического здоровья путем реализации желаний и фантазий, подавляемых в "нормальной жизни"; самопознание: расширения знания о "я" путем объективации и интеграции его аспектов; мифотворчество: создание мифа о себе. Будучи виртуалом, можно говорить и делать (почти) что угодно. В любой момент можно сказать "Это не я!" и уйти от ответственности».
Горный указывает, что на определенном историческом этапе виртуальные личности играли значительную роль в развитии российского сегмента сети Интернет. Прежде всего, в силу продуцирования уникальных форм содержания и смыслов. В 1990-е годы интернет в России не был массовым институтом, поэтому создание виртуальных личностей превращалось в перформанс, публичный художественный акт.
В 2000-х годах массовое распространение широкополосного доступа к сети привело к массовизации онтологических форм существования в ней. Если ранее создание виртуальной личности воспринималось как репрезентация "я", его психологическое и экзистенциальное расширение, перформанс, то сегодня аккаунт в социальных сетях является нисхождением, упрощенной и унифицированной формой человеческого бытия. На смену виртуальным личностям пришли виртуальные идентичности. Е.А. Горный так описывает различие: «Личность мыслится как сущность, отличная от своих внешних проявлений и воспринимаемая скорее интуитивно; идентичность есть социальная и культурная конструкция, порождаемая социальной практикой и общими культурными кодами и постигаемая рационально. Личностью можно только быть (или не быть); идентичностью можно управлять».
Социальные сети предоставляют людям возможность как быть собой, так и собой не быть. В социальной сети VK.com 3325 человек зарегистрированы под именем Владимир Путин, причем реальный политический деятель с таким именем неоднократно заявлял, что не собирается заводить аккаунтов в социальных сетях. Социальная сеть как массовый общественный институт низвела творчество по созданию виртуальных личностей до уровня симулякра, т.е. в классическом определении Ж. Бодрийара «копий без оригинала».
Неоднозначность идентификации в бестелесном «виртуальном обществе» приводит людей к выбору ролей и моделей поведения, которые им недоступны в реальной жизни. Исследователь такого явления как троллинг («игра в подделку личности, но без согласия большинства игроков, не сознающих участия в этой игре» Джудит Донат пишет: «В физическом мире существует врождённое единство с самим собой, поскольку тело обеспечивает неопровержимо убедительное определение личности. Нормой является: одно тело — одна личность. Виртуальный мир не таков. Он состоит более из информации, нежели из материи». Провокационное поведениепользователей, с целью вызвать конфликт, появилось в эпоху анонимного интернета (Usernet, форумы, ЖЖ), но и сегодня, когда социальные сети требуют авторизации под собственным именем, такая форма участия в дискуссии не потеряла своей актуальности. Очевидный троллинг времен анонимности сменяется различными скрытыми игровыми моделями, когда человек временно позволяет себе быть другим – злым, грубым, неполиткорректным. У него всегда есть возможность отказаться от своих слов и более того, удалить собственные сообщения, с учетом того, что «реакция на троллинг в социальных сетях мягче, чем на форумах, где реальная личность человека практически никак не представлена, и аккаунт служит другим целям (тематическое общение)». Но при дальнейшей институализации социальных сетей будет усиливаться ответственность пользователей за такие действия. Так в течение трех лет социальная сеть VK.com практически полностью искоренила такое явление, как спам (подробнее об этом в эссе бывшего спамера К. Ромашова).
И, несмотря на то, что в ближайшие годы, примерно один из десяти Ваших друзей на Facebook и в других социальных сетях будет не человеком, а «социальным ботом», автоматизированным профилем, созданным брендами и организациями для привлечения потребителей, пользователю социальных сетей всё более и более приходится быть собой.
Руководитель пресс-службы «ВКонтакте» пишет: «За полтора года сознание переворачивалось столько раз, что иногда, сидя на своей скромной кухне, я не могу вспомнить, кем я был на прошлой неделе. Личность полностью размыта: пропускаю через себя все сообщения, получаю огромный поток информации. Затем сплю. Снятся ваши записи и комментарии. Цыплухина теперь очень просто уничтожить — достаточно перестать обращать на него внимание».
Большинством исследователей влияния социальных сетей на психику людей отмечается частичная потеря способности концентрироваться. Но именно сконцентрированность на самом себе, на реконструировании собственной идентичности, попытка «посметь быть собой» позволит оставаться видимым (а, значит, значимым) в социальных сетях. «Все люди стали выходить в информационное пространство маленькими сериями. Причем человек не показывает себя целиком, а являет различные стороны своей личности, часто не всегда истинной, а поверхностной. Иногда человек действует от лица маски, роли. Чтобы гармонично развиваться, надо понимать, что личность и профиль — это разные структуры. Понимание законов развития драматических историй позволит человеку не топтаться на месте, а двигаться и развиваться». Нужно написать себя как текст и не отклоняться от буквы себя, так как любой апокриф человека в социальных сетях лишь увеличивает объем информационного шума для людей, которым быть концентрированными становится всё сложнее и сложнее. Происходит возврат к творчеству виртуальных личностей, но теперь они вовсе не креативная выдумка, теперь это образ и подобие реального человека, бытие которого вытесняется в онлайнсферу.
Если размышления Канта сводились к ответу на вопрос «Что такое человек?», то в антропологии социальных сетей это решение проблемы «Какие я преследую цели?».
Именно ответ на этот вопрос, с последовательным принятием управленческих решений в области собственной идентичности, коммуникаций и сообщества означает подлинную социализацию через социальные сети и относительное снятие их отчуждающего эффекта. Постановка целей и предметно-практическая деятельность по их достижению означает проявление воли, а именно усилия, которое практически полностью нивелирует системные факторы, т.е. ту модель властных отношений, которая подавляет личное в социальных сетях.