Готовое эссе на тему «В чем состоит значение философии сегодня»
Философия является наидревнейшей сферой знаний человека. За много лет она накопила невероятное количество духовного опыта, начиная с первых дней существования человека, и заканчивая сегодняшним днем. Философия представляет собой комплексное знание о мире, и о том, какое место в нем занимает человек. Она включает в себя знания о развитии природы, общества и других наук. Философия влияет на формирование мировоззрения, позволяет достичь высокой степени теоретичности и обобщенности, и дает возможность лучше разбираться в философских вопросах.Философия как форма мировоззрения возникла VII-VI веках до нашей эры. Ее развитие началось сразу в нескольких странах – на территории Китая, Индии и Средиземноморья почти одновременно. Период, в который возникает философия – так называемая эпоха «осевого времени», характерными чертами которой являются: развитие разума и личности, пришедший на смену мифологическом мировоззрении доверия к природе. Философия сформировалась на основе мифологии и религии. Побуждением к развитию философии стала потребность в обобщении всего ранее полученного человечеством опыта и необходимости создания общей картины мира. «Изначально в античной Греции философией считали всю совокупность знаний, включавшую в себя элементы математики; астрономии и физики; географии и биологии; медицины. Иными словами философия и наука когда-то были единым целым». Философия является наукой наук, так как именно с нее началось формирования существующих на сегодняшний день отраслей знаний.
Термин философия был создан Пифагором, и на нашем языке означает «Любовь к мудрости». Любомудрие философии отмечали многие мыслители. Философом, по мнению Гераклита, является человек, который изучает природу окружающих вещей. Платон был уверен, что только эта наука позволит познать единое, найти мировоззренческие вопросы и ответы на них. Важным вопросом для современной философии возникает проблема познания. В своих размышлениях И. Кант ставит один из важных вопросов в философии: что я могу знать? На самом деле решения проблем философского и житейского характера напрямую зависит от мыслящего субъекта, который в свою очередь знает о мире, людей и социум. Соответственно, проблема познания человеком мира настолько древняя как сама философия.
Философия является особой формой сохранения и обеспечения исторической непрерывности, человеческого самосознания. В центре своего внимания она держит основные экзистенциалы бытия человека. Философия всегда вписана в социальную жизнь, функционирует в нем и пытается на него влиять. Философия всегда выводит свои утверждения в критически возможном обобщении, это связано с тем, что она ищет прочные и фундаментальные ориентиры для человека, такие которые не являются преходящими и ситуативными. После возникновения философии произошел настоящий переворот в мире духовности. Человечество получило возможность познать мир таким, каким он есть сам по себе, научится понимать его.
Философия выполняет четыре основных функции в современном обществе. Во-первых, мировоззренческая функция, которая заключается в том, что наука предоставляет человеку знание о его природе, возможностях познания, работы над собой и в значительной мере влияет на формирование жизненных установок и позиций. Философия является методологической основой мировоззрения, то есть, объединяет в себе систему знаний и взглядов, которые позволяют человеку познать мир и понять свое место в нем. Философия тесно связана с наукой, опираясь на полученные знания и оказывая активное влияние на ее развитие. Чем больше научного характера носит мировоззрение, тем лучше человек вписывается в общество, функционирует и ориентируется в нем, правильно понимает и оценивает происходящие события.
Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает познавательный процесс, его механизм, возможности и границы Важной проблемой на этом этапе является вопрос о том, как полученные знания относятся к реальности, а также то, как с ними связана истина, ее формы, пути поиска, способы поиска, соотношение рационального и иррационального, понятия веры и многое другое. Философия позволяет найти пути решения этих проблем, определяет общую логику познания и отношения к нему человечества.
В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она занимается исследованием духовных ценностей и соотносит их с реальным миром. Наука пытается понять, что человечество понимает под духовными ценностями, как они формируются, меняются со временем, и как влияет на человека, его жизнь в обществе. Это вопросы по-разному рассматриваются в рамках разных философских теорий. Взгляды на духовные ценности формировались еще с тех пор, как люди почувствовали себя разумными существами, но именно философский анализ позволяет в полной мере классифицировать все знания, донести их до сознания людей.
В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира. Во многих случаях, именно философские знания предоставляют возможность познать неизвестное. Неслучайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Множество современных научных концепций создано именно философами: концепция развития, атомизма, идеи рефлексии и детерминизма. Очень важным моментом являются вопросы разработки способов и типов построения научной теории, разработки логического аппарата, соотношения теоретического и эмпирического уровня познания, над которыми работает философия. Философский анализ позволяет осмыслить новые научные факты, сделать выводы с них, разработать правильную научную стратегию в разработке научных направлений. Во всех случаях философия является методом исследования, то есть, научной основой изучения. Методологическая функция философии выполняет особую роль в духовной жизни общества, в индивидуальном бытии отдельного человека. На основе философской методологии образуются способы познания действительности. Речь идет об исследовании явлений, их взаимосвязи друг с другом, всесторонность анализа с учетом практической деятельности человека и многое другое.
Методология – это основа для определения требований к организации практической и познавательной деятельности. Речь идет о принципах единства исторического и логического, раздвоения единого на противоположные части, и т. д. Посредством философской методологии осуществляется координация и интеграция используемых человеком методов практической и теоретической деятельности. Философский метод является фундаментальной базой, на основе которой осуществляется формирование конкретно-научных и общенаучных методов. Благодаря методологической функции философии проявляются эвристические возможности человека. Сочетая в себе знание многих поколений человечества со всех сфер его деятельности, философия предлагает перспективные аналогии и экстраполяции, без которых невозможен программ человеческого бытия.
В-пятых, практически-деятельная функция заключается в том, что философия учит человека преображать окружающие мир. Она позволяет сформировать жизненные цели, найти пути их достижения, позволяет человеку продуктивно функционировать и развиваться.
Отдельно стоит выделить социальные функции философии. Наиболее значимой для человечества является гуманистическая функция. С самого начала своего существования люди задумывались о смысле жизни, о ее конце и неминуемости своего конца. Философия не дает бессмертия, но она помогает разобрать в себе, найти смысл существования, укрепить свой дух. Следующей, не менее важной функцией философии является социально-аксиологическая. Она в свою очередь включает в себя несколько подфункций, наиболее важными среди которых являются критическая, конструктивно-ценностная, интерпретаторская. Конструктивно-ценностная разрабатывает понимание таких ценностей как Справедливость, Добро, Правда, Красота, а также формирует представление об общественном идеале. Кроме этого, здесь интерпретируются социальной действительности, ее структуры и состояния. Философ постоянно имеет дело с расхождением действительности с идеалами. В размышлениях о текущей ситуации общества, возникают его недостатки, которые приводят к критике действительности. Именно в ней выражается неудовлетворенность субъекта объектом, возникает желание осуществлять перемены.
Еще одной, социально-необходимой функцией является культурно-воспитательная. Среди основных показателей развитого мышления является умение субъекта не избегать познавательных противоречий и не пасовать перед ними, а быть направленным на их разрешение и открыть свои творческие возможности. Вместе с диалектическим мышлением у личности формируются такие качества как сомнение, самокритичность. Тем не менее, развитие сомнения еще не является залогом формирования такого важного качества как скептицизм. Сомнение – это важное средство научного поиска.
Таким образом, философское отношение к жизни, которое дается человеку ежедневно, через осмысление имеющихся форм культуры (мораль, религия, искусство), предоставляет возможность посмотреть на себя и на мир с точки зрения вечности. Философия возникает как потребность человека расширять кругозор, поэтому она исторически развивается и человек испытывает потребность углубления знания о мире, потребность постичь мир в таких ракурсах, которые невозможно постичь опытом. Человек требует знания о мире, как целостную реальность, с которой затем формирует программу своего поведения.