Содержание
Самостоятельная работа – это неотъемлемый элемент процесса обучения. Успешность освоения дисциплины во многом зависит от количества времени, которое студент посвящает самостоятельной работе, а также от ее грамотной организации. Задания должны быть понятными, интересными и разнообразными, только в этом случае они принесут пользу, будут способствовать развитию познавательных навыков и творчеству. Одним из самых распространенных заданий для самостоятельной работы является эссе.

 

Готовое эссе на тему «В чем состоит значение философии сегодня»

Философия является наидревнейшей сферой знаний человека. За много лет она накопила невероятное количество духовного опыта, начиная с первых дней существования человека, и заканчивая сегодняшним днем. Философия представляет собой комплексное знание о мире, и о том, какое место в нем занимает человек. Она включает в себя знания о развитии природы, общества и других наук. Философия влияет на формирование мировоззрения, позволяет достичь высокой степени теоретичности и обобщенности, и дает возможность лучше разбираться в философских вопросах.

Философия как форма мировоззрения возникла VII-VI веках до нашей эры. Ее развитие началось сразу в нескольких странах – на территории Китая, Индии и Средиземноморья почти одновременно. Период, в который возникает философия – так называемая эпоха «осевого времени», характерными чертами которой являются: развитие разума и личности, пришедший на смену мифологическом мировоззрении доверия к природе. Философия сформировалась на основе мифологии и религии. Побуждением к развитию философии стала потребность в обобщении всего ранее полученного человечеством опыта и необходимости создания общей картины мира. «Изначально в античной Греции философией считали всю совокупность знаний, включавшую в себя элементы математики; астрономии и физики; географии и биологии; медицины. Иными словами философия и наука когда-то были единым целым». Философия является наукой наук, так как именно с нее началось формирования существующих на сегодняшний день отраслей знаний.

Термин философия был создан Пифагором, и на нашем языке означает «Любовь к мудрости». Любомудрие философии отмечали многие мыслители. Философом, по мнению Гераклита, является человек, который изучает природу окружающих вещей. Платон был уверен, что только эта наука позволит познать единое, найти мировоззренческие вопросы и ответы на них. Важным вопросом для современной философии возникает проблема познания. В своих размышлениях И. Кант ставит один из важных вопросов в философии: что я могу знать? На самом деле решения проблем философского и житейского характера напрямую зависит от мыслящего субъекта, который в свою очередь знает о мире, людей и социум. Соответственно, проблема познания человеком мира настолько древняя как сама философия.

Философия является особой формой сохранения и обеспечения исторической непрерывности, человеческого самосознания. В центре своего внимания она держит основные экзистенциалы бытия человека. Философия всегда вписана в социальную жизнь, функционирует в нем и пытается на него влиять. Философия всегда выводит свои утверждения в критически возможном обобщении, это связано с тем, что она ищет прочные и фундаментальные ориентиры для человека, такие которые не являются преходящими и ситуативными. После возникновения философии произошел настоящий переворот в мире духовности. Человечество получило возможность познать мир таким, каким он есть сам по себе, научится понимать его.

Философия выполняет четыре основных функции в современном обществе. Во-первых, мировоззренческая функция, которая заключается в том, что наука предоставляет человеку знание о его природе, возможностях познания, работы над собой и в значительной мере влияет на формирование жизненных установок и позиций. Философия является методологической основой мировоззрения, то есть, объединяет в себе систему знаний и взглядов, которые позволяют человеку познать мир и понять свое место в нем. Философия тесно связана с наукой, опираясь на полученные знания и оказывая активное влияние на ее развитие. Чем больше научного характера носит мировоззрение, тем лучше человек вписывается в общество, функционирует и ориентируется в нем, правильно понимает и оценивает происходящие события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает познавательный процесс, его механизм, возможности и границы Важной проблемой на этом этапе является вопрос о том, как полученные знания относятся к реальности, а также то, как с ними связана истина, ее формы, пути поиска, способы поиска, соотношение рационального и иррационального, понятия веры и многое другое. Философия позволяет найти пути решения этих проблем, определяет общую логику познания и отношения к нему человечества.

В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она занимается исследованием духовных ценностей и соотносит их с реальным миром. Наука пытается понять, что человечество понимает под духовными ценностями, как они формируются, меняются со временем, и как влияет на человека, его жизнь в обществе. Это вопросы по-разному рассматриваются в рамках разных философских теорий. Взгляды на духовные ценности формировались еще с тех пор, как люди почувствовали себя разумными существами, но именно философский анализ позволяет в полной мере классифицировать все знания, донести их до сознания людей.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира. Во многих случаях, именно философские знания предоставляют возможность познать неизвестное. Неслучайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Множество современных научных концепций создано именно философами: концепция развития, атомизма, идеи рефлексии и детерминизма. Очень важным моментом являются вопросы разработки способов и типов построения научной теории, разработки логического аппарата, соотношения теоретического и эмпирического уровня познания, над которыми работает философия. Философский анализ позволяет осмыслить новые научные факты, сделать выводы с них, разработать правильную научную стратегию в разработке научных направлений. Во всех случаях философия является методом исследования, то есть, научной основой изучения. Методологическая функция философии выполняет особую роль в духовной жизни общества, в индивидуальном бытии отдельного человека. На основе философской методологии образуются способы познания действительности. Речь идет об исследовании явлений, их взаимосвязи друг с другом, всесторонность анализа с учетом практической деятельности человека и многое другое.

Методология – это основа для определения требований к организации практической и познавательной деятельности. Речь идет о принципах единства исторического и логического, раздвоения единого на противоположные части, и т. д. Посредством философской методологии осуществляется координация и интеграция используемых человеком методов практической и теоретической деятельности. Философский метод является фундаментальной базой, на основе которой осуществляется формирование конкретно-научных и общенаучных методов. Благодаря методологической функции философии проявляются эвристические возможности человека. Сочетая в себе знание многих поколений человечества со всех сфер его деятельности, философия предлагает перспективные аналогии и экстраполяции, без которых невозможен программ человеческого бытия.

В-пятых, практически-деятельная функция заключается в том, что философия учит человека преображать окружающие мир. Она позволяет сформировать жизненные цели, найти пути их достижения, позволяет человеку продуктивно функционировать и развиваться.

Отдельно стоит выделить социальные функции философии. Наиболее значимой для человечества является гуманистическая функция. С самого начала своего существования люди задумывались о смысле жизни, о ее конце и неминуемости своего конца. Философия не дает бессмертия, но она помогает разобрать в себе, найти смысл существования, укрепить свой дух. Следующей, не менее важной функцией философии является социально-аксиологическая. Она в свою очередь включает в себя несколько подфункций, наиболее важными среди которых являются критическая, конструктивно-ценностная, интерпретаторская. Конструктивно-ценностная разрабатывает понимание таких ценностей как Справедливость, Добро, Правда, Красота, а также формирует представление об общественном идеале. Кроме этого, здесь интерпретируются социальной действительности, ее структуры и состояния. Философ постоянно имеет дело с расхождением действительности с идеалами. В размышлениях о текущей ситуации общества, возникают его недостатки, которые приводят к критике действительности. Именно в ней выражается неудовлетворенность субъекта объектом, возникает желание осуществлять перемены.

Еще одной, социально-необходимой функцией является культурно-воспитательная. Среди основных показателей развитого мышления является умение субъекта не избегать познавательных противоречий и не пасовать перед ними, а быть направленным на их разрешение и открыть свои творческие возможности. Вместе с диалектическим мышлением у личности формируются такие качества как сомнение, самокритичность. Тем не менее, развитие сомнения еще не является залогом формирования такого важного качества как скептицизм. Сомнение – это важное средство научного поиска.

Таким образом, философское отношение к жизни, которое дается человеку ежедневно, через осмысление имеющихся форм культуры (мораль, религия, искусство), предоставляет возможность посмотреть на себя и на мир с точки зрения вечности. Философия возникает как потребность человека расширять кругозор, поэтому она исторически развивается и человек испытывает потребность углубления знания о мире, потребность постичь мир в таких ракурсах, которые невозможно постичь опытом. Человек требует знания о мире, как целостную реальность, с которой затем формирует программу своего поведения.