Лабораторная работа является одним из видов самостоятельных работ студента. Ее суть заключается в том, чтобы обучающийся применял на практике освоенные теоретические знания. Оформление и содержание лабораторной работы часто ставится под сомнение.
Процесс написания
Процесс написания лабораторной работы проходит под непосредственным руководством преподавателя. Таким образом, сразу решаются все возникающие вопросы. В это время экспериментальная часть работы выполняется в свободное время в лабораториях, возможно и отсутствие преподавателя. Расчеты и оформление разрешено делать дома.Каждая кафедра имеет свои методические рекомендации для лабораторных работ. Они помогут написать текст подробно, рассмотреть проблемы со всех сторон, в разнообразном ключе. Однако порядок практических действий остается неизменным для всех:
- Студент получает задание от руководителя
- В библиотеке получают методические рекомендации и дополнительную литературу;
- Изучают теоретическую часть;
- С помощью литературы проходит написание введения и теоретической части основного раздела;
- Далее в лаборатории ставятся опыты и эксперименты, результаты заносятся в таблицы;
- Выполняются расчеты и описания;
- Далее делается анализ и выводы, на основе которых пишется заключение;
- Оформляется титульный лист, список литературы, приложение и содержание;
- Подготавливается защитная речь и презентация (при необходимости).
Содержание
По правилам, работа должна включать в себя введение, основную часть и заключение. При этом основная часть делится на подпункты:- Титульный лист.
- Содержание.
- Цели и задачи.
- Теоретическое обоснование.
- Разбор и описание оборудования.
- Результаты работы.
- Анализ проделанной работы.
- Выводы.
- Заключение.
- Список литературы.
- Приложения.
Четкое представление о содержании лабораторной работы помогут составить методические рекомендации ГОСТа и университета.
Ознакомиться с ними любой обучающийся может на кафедре или в библиотеке. Однако, для любой подобной работы неизменно одно – его структура:
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Введение
Есть такие части студенческих работ, которые не отличаются друг от друга, вне зависимости от типа самого проекта. Введение как раз относится к таким. Как в любой другой студенческой работу, студент должен указать в данной части лабораторной работы актуальность исследования, указать проблему, из-за которой началось исследование, обозначить объект и предмет, поставить цель и задачи, которые должны быть выполнены по завершению проекта.Введение лабораторной работы небольшое по объему и является одной из самых простых частей проекта.
Самое главное во введении – обосновать возникшую проблему и актуальность в исследовании. Необходимо объяснить и доказать, почему же важна тема. Проще всего это делать с использованием стандартных фраз, например:
- Актуальность темы обоснована тем, что...
- Так как... потому, огромное значение имеет проблема...
- Проблема актуальна и интересна потому, что...
Основная часть
Основная часть – самый большой раздел лабораторной работы. Он должен полностью отображать проведенное исследование. Основной раздел лабораторной работы, как правило, студенты делят на две части: теоретическую и практическую.В теоретической части необходимо описать методы, которые использовались в исследовании, указать научные труды и работы, помогавшие студенту во время лабораторной, а также рассказать о влиянии теоретической составляющей на практическую. Почему, когда и в какой последовательности был сделан тот или иной шаг.
Практическая часть работы должна включать в себя лабораторное исследование и подробное описание всех шагов. Также должны быть проведены необходимые работы, для достижения поставленных целей и задач. То есть, часть должна включать в себя решение основной проблемы. Методы, использованные в работе, результаты и пути их достижения – все это должна содержать данная часть работы.
Заключение
Суть заключения состоит в том, что именно в данной части лабораторной работы должны быть отображены все результаты исследования. Многие отражают в заключении краткий пересказ проделанной процедуры.Оформление
В то время, как содержание работы дает немного свободы действий, то с оформлением совершенно другая история. Все, что касается оформления – отображается в методических рекомендациях и требованиях ГОСТа. А потому именно ему надо уделить особое внимание.Заголовок
Отдельно следует отметить, что каждый новый раздел располагается на новой странице. Структурные элементы и являются заголовками.Очень важно, чтобы основная часть работы делилась на главы и подглавы, а также пункты. Для этого нумерацию проводят с помощью арабских цифр.
Нумерация подглав или подпунктов производится следующим образом:
- Указывается принадлежность к конкретной главе или разделу.
- Ставится порядковый номер.
Титульный лист
Титульный лист является обязательным элементом любой студенческой работы. Ив случае каждой – свое оформление.Вот требования к оформлению титульного листа лабораторной работы:
- В самом верху страницы указывается полное наименование вашего высшего учебного заведения;
- Далее ставится 4-5 пустых строк;
- Ближе к центру указывается наименование работы – «Лабораторная работа»;
- Строкой ниже – дисциплина и ее кодовое обозначение;
- Строкой ниже – тема лабораторной работы;
- Далее ставится 4-5 пустых строк;
- Делается выравнивание по правому краю и указываются ФИО студента, его курс обучения, название группы;
- На самой последней строке страницы, с выравниванием по центру, указывается город и год выполнения лабораторной работы.
Оборудование
Так как лабораторные работы практически невозможно проводить без оборудования, ему следует уделить особое внимание в отчете.Обозначение того, что вы хотите перечислить выделяется в тексте с помощью инструмента «Стиль» или полужирного начертания и клавиши CapsLk.
В данном разделе необходимо перечислить абсолютно все использованное оборудование, даже если это был секундомер, линейка или мензурки.
Результаты
Все результаты и их вычисление заносятся в отдельный пункт работы. Выделяется он стандартно, либо через нумерацию и инструмент «Стиль», либо с помощью полужирного начертания. Все формулы и соответствующие им расчеты вносятся по порядку.Отдельным пунктом выносятся погрешности в расчетах.
Анализ
Мало добиться результатов в проведенной работе. Очень важно провести анализ и сделать выводы. Студенту необходимо тщательно просмотреть расчеты, основываясь на теоретические знания, проанализировать получившиеся данные и привести свои доводы.Выводы
Исходя из анализа, приведя свои доводы, студент должен делать выводы. Таким образом, показывается, что цели лабораторной работы достигнуты, а задачи выполнены. Выводы выделяются в тексте либо полужирным начертанием, либо инструментом «Стиль».Основной текст
Все студенческие работы выполняются на бумаге формата А4. Есть еще несколько обязательных правил оформления:- Шрифт – Times New Roman;
- Кегль – 14;
- Межстрочный интервал – 1,5;
- Отступ сверху – 2 сантиметра;
- Отступ снизу – 2 сантиметра;
- Отступ слева – 3 сантиметра;
- Отступ справа – 1,5 сантиметра;
- Параметр переносов – автоматический.
Как уже говорилось ранее, во введении студент должен перечислить цели и задачи, которые преследует работа. Данные пункты выделяются в тексте. Например, выделяется жирным шрифтом. Список задач оформляется в виде перечисления, с помощью нумерации строк.
Теоретическая составляющая имеет свою специфику оформления, так как она содержит законы, формулы и расчеты, которые использовались во время лабораторной работы. Так как весь материал должен представляться кратко, понятно и аккуратно, формулы составляют и отображают с помощью специального конструктора формул в Microsoft Word. Основные моменты должны выделяться с помощью курсива или полужирного начертания. Все формулы должны быть пронумерованы. Нумерация идет по той же строке, выделяется с помощью обычных скобок. Сами формулы располагаются по центру листа.
Список литературы
Список литературы, пожалуй, один из самых стандартизированных разделов в любой студенческой работе. Он выстраивается в формате списка. Все пункты должны быть пронумерованы. Изначально указывают официальные интернет-источники, с указанием ссылки, названия статьи, е автора и года написания. Далее идут зарубежные источники, с указанием фамилии и инициалов автора, полного названия трудов и года написания, страницы, где располагается использованный материал. Последними идут русскоязычные источники, где указывается все тоже самое, что и в иностранных. Все источники указываются в алфавитном порядке.Приложения
Приложения – редкий подраздел в лабораторных работах. Редко требуются дополнительные материалы, которые нельзя отобразить в самом исследовании. В таком случае дополнительные материалы отмечаются в тексте работы, выносятся в самый конец и отмечаются порядковой нумерацией, например, «Приложение 1», «Приложение 2» и так далее.Содержание
Требование к содержанию работы отображены как в методических рекомендациях, так и в требованиях ГОСТа:- План работы располагается на второй странице работы, сразу после титульного листа.
- Наверху страницы, с выравниваем по центру, указывается название раздела с помощью инструмента «Стиль».
- Далее выстраивается список с указанием введения, названия глав и подразделов, заключения, списка литературы, а также приложений, при наличии;
- Оформление списка содержания следующее: наименования указываются с помощью прописных букв, используется полуторный интервал, общий сдвиг идет вправо на 1 отступ (на линейке вверху страницы это отметка 1,25).
- Напротив каждого пункта работы указывается страница начала раздела.
- Нумерация начинается со страницы 2. Титульный лист не указывается в содержании, но имеет свой нумерационный порядок.