Лабораторная работа является одним из видов самостоятельных работ студента. Ее суть заключается в том, чтобы обучающийся применял на практике освоенные теоретические знания. Оформление и содержание лабораторной работы часто ставится под сомнение.

Процесс написания

Процесс написания лабораторной работы проходит под непосредственным руководством преподавателя. Таким образом, сразу решаются все возникающие вопросы. В это время экспериментальная часть работы выполняется в свободное время в лабораториях, возможно и отсутствие преподавателя. Расчеты и оформление разрешено делать дома.

Каждая кафедра имеет свои методические рекомендации для лабораторных работ. Они помогут написать текст подробно, рассмотреть проблемы со всех сторон, в разнообразном ключе. Однако порядок практических действий остается неизменным для всех:
 
  1. Студент получает задание от руководителя
  2. В библиотеке получают методические рекомендации и дополнительную литературу;
  3. Изучают теоретическую часть;
  4. С помощью литературы проходит написание введения и теоретической части основного раздела;
  5. Далее в лаборатории ставятся опыты и эксперименты, результаты заносятся в таблицы;
  6. Выполняются расчеты и описания;
  7. Далее делается анализ и выводы, на основе которых пишется заключение;
  8. Оформляется титульный лист, список литературы, приложение и содержание;
  9. Подготавливается защитная речь и презентация (при необходимости).
 

Содержание

По правилам, работа должна включать в себя введение, основную часть и заключение. При этом основная часть делится на подпункты:
 
  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Цели и задачи.
  4. Теоретическое обоснование.
  5. Разбор и описание оборудования.
  6. Результаты работы.
  7. Анализ проделанной работы.
  8. Выводы.
  9. Заключение.
  10. Список литературы.
  11. Приложения.
Также не стоит забывать, что правила ГОСТа и университета устанавливают не только содержание работы, но и ее оформление.

Четкое представление о содержании лабораторной работы помогут составить методические рекомендации ГОСТа и университета.

Ознакомиться с ними любой обучающийся может на кафедре или в библиотеке. Однако, для любой подобной работы неизменно одно – его структура:
 
  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
 

Введение

Есть такие части студенческих работ, которые не отличаются друг от друга, вне зависимости от типа самого проекта. Введение как раз относится к таким. Как в любой другой студенческой работу, студент должен указать в данной части лабораторной работы актуальность исследования, указать проблему, из-за которой началось исследование, обозначить объект и предмет, поставить цель и задачи, которые должны быть выполнены по завершению проекта.

Введение лабораторной работы небольшое по объему и является одной из самых простых частей проекта.

Самое главное во введении – обосновать возникшую проблему и актуальность в исследовании. Необходимо объяснить и доказать, почему же важна тема. Проще всего это делать с использованием стандартных фраз, например:
   

Основная часть

Основная часть – самый большой раздел лабораторной работы. Он должен полностью отображать проведенное исследование. Основной раздел лабораторной работы, как правило, студенты делят на две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части необходимо описать методы, которые использовались в исследовании, указать научные труды и работы, помогавшие студенту во время лабораторной, а также рассказать о влиянии теоретической составляющей на практическую. Почему, когда и в какой последовательности был сделан тот или иной шаг.

Практическая часть работы должна включать в себя лабораторное исследование и подробное описание всех шагов. Также должны быть проведены необходимые работы, для достижения поставленных целей и задач. То есть, часть должна включать в себя решение основной проблемы. Методы, использованные в работе, результаты и пути их достижения – все это должна содержать данная часть работы.
 

Заключение

Суть заключения состоит в том, что именно в данной части лабораторной работы должны быть отображены все результаты исследования. Многие отражают в заключении краткий пересказ проделанной процедуры.
 

Оформление

В то время, как содержание работы дает немного свободы действий, то с оформлением совершенно другая история. Все, что касается оформления – отображается в методических рекомендациях и требованиях ГОСТа. А потому именно ему надо уделить особое внимание.
 

Заголовок

Отдельно следует отметить, что каждый новый раздел располагается на новой странице. Структурные элементы и являются заголовками.

Очень важно, чтобы основная часть работы делилась на главы и подглавы, а также пункты. Для этого нумерацию проводят с помощью арабских цифр.

Нумерация подглав или подпунктов производится следующим образом:
 
  1. Указывается принадлежность к конкретной главе или разделу.
  2. Ставится порядковый номер.
Например, «1.2 Особенности исследования». Также в правилах четко прописано, что после указания номера точка не ставится. Если же ваша основная часть текста не делится на подпункты, то и нумерация не проставляется.
 

Титульный лист

Титульный лист является обязательным элементом любой студенческой работы. Ив случае каждой – свое оформление.

Вот требования к оформлению титульного листа лабораторной работы:
   

Оборудование

Так как лабораторные работы практически невозможно проводить без оборудования, ему следует уделить особое внимание в отчете.

Обозначение того, что вы хотите перечислить выделяется в тексте с помощью инструмента «Стиль» или полужирного начертания и клавиши CapsLk.

В данном разделе необходимо перечислить абсолютно все использованное оборудование, даже если это был секундомер, линейка или мензурки.
 

Результаты

Все результаты и их вычисление заносятся в отдельный пункт работы. Выделяется он стандартно, либо через нумерацию и инструмент «Стиль», либо с помощью полужирного начертания. Все формулы и соответствующие им расчеты вносятся по порядку.

Отдельным пунктом выносятся погрешности в расчетах.
 

Анализ

Мало добиться результатов в проведенной работе. Очень важно провести анализ и сделать выводы. Студенту необходимо тщательно просмотреть расчеты, основываясь на теоретические знания, проанализировать получившиеся данные и привести свои доводы.
 

Выводы

Исходя из анализа, приведя свои доводы, студент должен делать выводы. Таким образом, показывается, что цели лабораторной работы достигнуты, а задачи выполнены. Выводы выделяются в тексте либо полужирным начертанием, либо инструментом «Стиль».
 

Основной текст

Все студенческие работы выполняются на бумаге формата А4. Есть еще несколько обязательных правил оформления:
  Данные правила касаются всего текста работы и считаются основными. Также, не стоит забывать о нумерации. В лабораторных работах она начинается с титульного листа, но на нем не проставляется. Каждый пункт или раздел работы должен иметь свой порядковый номер (например 1,2,3 или 1.1, 1.2, 1.3 и так далее) и заголовок.

Как уже говорилось ранее, во введении студент должен перечислить цели и задачи, которые преследует работа. Данные пункты выделяются в тексте. Например, выделяется жирным шрифтом. Список задач оформляется в виде перечисления, с помощью нумерации строк.

Теоретическая составляющая имеет свою специфику оформления, так как она содержит законы, формулы и расчеты, которые использовались во время лабораторной работы. Так как весь материал должен представляться кратко, понятно и аккуратно, формулы составляют и отображают с помощью специального конструктора формул в Microsoft Word. Основные моменты должны выделяться с помощью курсива или полужирного начертания. Все формулы должны быть пронумерованы. Нумерация идет по той же строке, выделяется с помощью обычных скобок. Сами формулы располагаются по центру листа.
 

Список литературы

Список литературы, пожалуй, один из самых стандартизированных разделов в любой студенческой работе. Он выстраивается в формате списка. Все пункты должны быть пронумерованы. Изначально указывают официальные интернет-источники, с указанием ссылки, названия статьи, е автора и года написания. Далее идут зарубежные источники, с указанием фамилии и инициалов автора, полного названия трудов и года написания, страницы, где располагается использованный материал. Последними идут русскоязычные источники, где указывается все тоже самое, что и в иностранных. Все источники указываются в алфавитном порядке.
 

Приложения

Приложения – редкий подраздел в лабораторных работах. Редко требуются дополнительные материалы, которые нельзя отобразить в самом исследовании. В таком случае дополнительные материалы отмечаются в тексте работы, выносятся в самый конец и отмечаются порядковой нумерацией, например, «Приложение 1», «Приложение 2» и так далее.

 

Содержание

Требование к содержанию работы отображены как в методических рекомендациях, так и в требованиях ГОСТа:
 
  1. План работы располагается на второй странице работы, сразу после титульного листа.
  2. Наверху страницы, с выравниваем по центру, указывается название раздела с помощью инструмента «Стиль».
  3. Далее выстраивается список с указанием введения, названия глав и подразделов, заключения, списка литературы, а также приложений, при наличии;
  4. Оформление списка содержания следующее: наименования указываются с помощью прописных букв, используется полуторный интервал, общий сдвиг идет вправо на 1 отступ (на линейке вверху страницы это отметка 1,25).
  5. Напротив каждого пункта работы указывается страница начала раздела.
  6. Нумерация начинается со страницы 2. Титульный лист не указывается в содержании, но имеет свой нумерационный порядок.
Между названием пункта или главы и номером страницы пространство заполняется с помощью точек.
Пример тем для лабораторных работ. Правила написания в 2021 году.