Консультативная практика является обязательной при прохождении курса обучения на психолога. Во время консультативного практического курса обучающийся проходит первичную специальную подготовку для ведения практической деятельности, то есть будущий психолог готовится к самостоятельному проведению различных видов практической деятельности по окончанию обучения.
Во время прохождения консультативного практического курса студент затрагивает следующие направления его деятельности: диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительную, а также учиться проводить тренинги и консультации. Данный полученный опыт обязательно пригодится слушателю-психологу в перспективе прохождения стажировки, где уже от будущего специалиста требуется большей самостоятельности и активности.
Готовые отчеты по консультативной практике
Примеры дневника консультативной практике
Примеры титульного листа по консультативной практике
Примеры заключения по консультативной практике
Как правильно заполнить отчет о прохождении консультативной практики студенту-психологу
Консультативная практика студентов-психологов – это относительно новое введение в учебном процессе, которое стало широко использоваться на более 15 лет назад. Ее суть заключается в работе студента в стенах школы в качестве психолога-консультанта. Как правило, консультативную практику обучающиеся проходят на 3 и 4 курсах.
Заполнять отчет стоит по мере работы, а не оставлять на последний день. Желательно ежедневно вести дневник, куда необходимо записывать всю проделанную работу с конкретной датой и количеством часов. В нем принято писать фразы, начинающиеся со слов: «научился, выяснил, узнал». Помимо этого, требуется указать в отчете характеристику предприятия, теорию исследования, подробно описать методики, которые применялись в процессе прохождения консультативной практики.
В конце отчета обязательно должны быть приложены 2-3 отзыва: руководства предприятия, ректора ВУЗа и заведующего кафедрой. В них необходимо подробно указать проделанную работу студентом, его профессиональные характеристики, уровень компетенции и отношение к обязанностям. В конце отзыва в обязательном порядке ставится оценка, которая влияет на итоговое решение комиссии.
После того, как все страницы отчета заполнены, и практический курс завершен, ставятся печати и ученика допускают к защите отчета перед комиссией. В общем, студент за время учебы составляет от 4 до 6 отчетов о прохождении консультативного практического курса.
Содержание отчета
Практически все государственные ВУЗы придерживаются однотипной схемы заполнения отчета по консультативной практике:
- Титульный лист, содержащий наименование ВУЗа, направление обучения, тему практического курса, ФИО педагога и обучающегося, номер группы, наименование учреждения, где проходилась консультативная практика, город, где расположен ВУЗ и дату.
- Содержание с указанием нумерацией подразделов.
- Введение, с указанием целей, задач и актуальности. Они зачастую прописаны в рекомендательных советах по оформлению отчета.
- Теоретический раздел.
- Практический раздел.
- График занятий.
- Заключение, с указанием выводов. Является главным подразделом. В нем обязательно указываются все выводы, которые сделал обучающийся в процессе прохождения практического курса занятий. В этом же разделе дается оценка самостоятельной работе. Помимо этого, здесь можно дать собственные заключения по усовершенствованию профессиональной работы.
- Дневник о прохождении консультативной практики, где каждая страница заверяется подписью руководителя. Зачастую ВУЗы предоставляют заранее заготовленную форму, которую требуется заполнить обучающемуся.
- Отзывы.
- Список литературы.
- Приложения. Это завершающий подраздел отчета. В нем указывают сведения, на которые можно основываться из практических и теоретических разделов. Заполняется без нумерации.
Оформление
Содержание, как правило, общее для всех ВУЗов, а оформление отчета устанавливается ГОСТом университета, где конкретно прописываются все нюансы оформления: порядок разделов, количество страниц, качественное содержание внутреннего материала. Более подробно по факту оформления отчета можно ознакомиться на сайте ВУЗа.
Однако есть общие рекомендации, которых нужно придерживаться, заполняя отчет по консультативной практике.
Задачи консультативной практики
Во время прохождения консультативной практики психолог решает следующие задачи:
- получение обучающимся практических представлений о роде профессиональной работы психолога в организации, характере его основных видов;
- дополнительное изучение и закрепление теории, которая получена студентами при изучении дисциплин и использование усвоенных знаний на практике при решении конкретных ситуационных задач;
- формирование и становление профессионально значимых качеств практического психолога, мотивации к профессиональной деятельности.
Основными целями при прохождении консультативной практики для обучающего являются:
- изучение дополнительной литературы и опыта работы психологов (наблюдение, общение и изучение документации);
- изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть применены при оказании психологической помощи;
- ведение консультаций, апробирование себя в роли психолога-консультанта;
- обучение и практическое применение навыком и методик эффективного взаимодействия;
- оценка и анализ полученных результатов, составление плана дальнейшей работы.
Следовательно, основной целью психологического консультирования считается оказание психологической помощи пациенту, во время которой ведется беседа с человеком и поиск выхода в решении сложившейся трудной жизненной ситуации, осознание и принятие ее. Помимо этого, в процессе прохождения практики будущий психолог должен научиться держать психологическую дистанцию между собой и пациентом, а также научиться вселять в пациента уверенность и решимость.
Прохождение консультативной практики
Консультативная практика в лечебных учреждениях включает в себя изучение плана работ психологической помощи больным и их близким, а также сотрудникам организации. Под чутким руководством профессиональных психологов обучающиеся учатся проводить психодиагностические мероприятия с применением практических методик, а также иных видов профессиональной работы психолога с больными, их близкими и медицинским персоналом.
Этапы практики:
- Ознакомительный, который включает в себя: изучение литературы по проведению консультаций, наблюдение за работой профессионального психолога.
- Деятельный – самостоятельное проведение консультаций под наблюдением руководителя как индивидуальных, так и групповых.
- Оценочно-рефлексивный.
В качестве примера индивидуальных заданий по консультативной практике обучающийся может взять следующие темы:
- Выявить и дать оценку специфики работы психолога с больными, их близкими и медицинским персоналам в условиях клинической больницы.
- Описать собственный опыт участия в диагностическом обследовании больного с применением методов диагностики умственной, мотивационно-волевой сферы личности.
- Дать качественную характеристику особенностей практического применения диагностических методик когнитивного развития детей в условиях стационара.
Также обучающиеся могут проходить консультативную практику в образовательных учреждениях, которая включает в себя: изучение работы школьного психолога с разными участниками образовательного процесса (учащиеся, их родители и учителя). Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, определять профессиональные задачи работы с участниками в зависимости от возраста пациента. Помимо этого, участвуют в отдельных видах деятельности, которые проводит профессиональный психолог с участниками образовательного процесса с использованием профессиональных навыков и умений.
В качестве примера индивидуальных заданий студент может взять следующие темы:
- Сформулировать профессиональные цели и задачи в работе психолога в образовательном учреждении.
- Составить описание направлений профессиональной деятельности психолога с учащимися, их родителями и учителями.
- Описание опыта участия в проведение профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.
Защита отчета по консультативной практике
Когда отчет по консультативной практике психолога полностью готов, приходит время его защиты. Безусловно, с этим не возникнет проблем, если вы ответственно подошли к выполнению поставленной задачи, своевременно заполняли дневник и действительно посещали практику. Вам не придется много зубрить, так как важное и приобретенное мастерство остались у вас в памяти.
Вы с легкостью должны ориентироваться в своем отчете и знать, где можно найти ту или иную информацию в случае ее нехватки.
В которых ВУЗах при защите отчета требуют предоставить презентацию. В ее составлении нет ничего сложного.
Структура может быть следующего содержания:
- 1 слайд представляет сведения с титульного листа;
- на втором слайде представлено название организации, где проходила консультативная практика и инициалы руководителя;
- 3 слайд показывает цели и задачи;
- 4 слайд выполняет роль заключения, подведения итогов и выводов, сделанные обучающимся;
- В последующих можно показать всю информацию, которую считаете актуальной по вашей теме из основной части, а также ваши советы и рекомендации.
Итоги консультативной практики
- Успешное завершение консультативной практики говорит, что обучающийся знает:
- Базовые основы практики в рамках основных направлений практической деятельности профессионального психолога;
- Умеет адекватно учитывать особенности психологического запроса клиента в процессе решения определенного круга психологических задач;
- Проводить тренинги и диагностические программы для людей конкретной возрастной группы;
- Грамотно оформлять отчетные психологические документы по результатам проделанной работы. А также владеет консультативными методиками и методами активного социально-психологического обучения и организации просветительного характера.
Консультативные практические занятия – это важный этап в процессе обучения студента-психолога, поэтому правильно составленный отчет дает возможность грамотно сделать подведение итогов и сформулировать выводы, которые обучающийся сделал самостоятельно во время прохождения практических занятий. Полученный практический опыт необходимо подтвердить в процессе защиты отчета.