Научно-исследовательскую практику проходят студенты естественнонаучных специальностей. Она является практической частью обучения, главная цель которой – наработать практический материал для выполнения выпускных квалификационных работ или магистерских диссертаций. В процессе работы учащийся проводит исследование и экспериментирует, ищет и устанавливает закономерности, анализирует и обобщает информацию, а затем делает выводы.
Готовые примеры отчета по НИР и УИР
Примеры графика прохождения практики по НИР и УИР
Примеры характеристики по НИР и УИР
Примеры титульного листа по НИР и УИР
Научно-исследовательская практика
Учебный процесс связан с работой над решением учебных заданий, которые помогают овладеть определенными методами действий и нормами взаимодействий между коллективом. Научно-исследовательская работа учащихся подразделяется на работу во время учебного процесса и в свободное от учебы время. Для этого используется работа в научных кружках, студенческих исследовательских группах, а также личная работа во время конференций, олимпиад и многого другого.
Прежде чем пройти научно-исследовательскую практику, студентам придется заключить договор с компанией, обладающей соответствующими компетенциями. После этого студенту выдается персональное задание, которое он будет решать во время прохождения практики.
Задачи по проведению научно-исследовательских работ
При выполнении учебно-исследовательских работ студенты должны решить следующие задачи:
- Закрепить и углубить у практиканта знания и навыки по профессиональному мышлению через изучение научных методов познания, а также через исследование, обеспечение системного получения навыков и знаний, а также разработки и стимулирования условий для этого.
- Формировать у учащихся навыки применения психолого-педагогических знаний в управлении подчиненными и знаниями законодательных и нормативно-правовых актов, которые потребуются при решении практических задач.
- Систематизировать научно-исследовательский подход к исследованию ключевых проблематик организационно-управленческих процессов и разработка методов, которые смогут их разрешить.
- Сформировать у студента навыки по комплексному подходу к подготовительному этапу, обеспечивающему сбор эмпирических материалов, и затем к проведению исследования по этим данным.
- Воспитанию у практикантов потребности в совершении презентаций своих научных исследовательских достижений научному сообществу, согласно принятому профессиональным сообществом регламенту.
Этапы научно-исследовательской работы
Организация научно-исследовательской работы проходит в три этапа:
- Подготовительный этап. В это время практикант утверждает тему выпускной квалификационной работы и составляет план. После того, как эти сведения будут согласованы, ставятся цели и задачи научного исследования, определяется объект и предмет изучения, обосновывается актуальность данный тематики и характеристики проблемы в современном мире. Затем необходимо присвоить характеристику методологического прибора, который будет использован в процессе исследования.
- Основной этап. Практикантам предстоит исследовать всю доступную литературу, касающуюся темы исследования. Оно должно быть основано на современных научно-исследовательских материалах, опубликованных современными учеными. И содержать исследование по основным результатам и положениям, которые были получены известными специалистами по данному исследованию. Оценить их возможность использования при личном исследовании.
- Завершающий этап. В этот период учащийся собирает фактический материал для отчета, в том числе осуществить сбор данных, описать методы обработки результатов исследования, оценить степень их достоверности и применимости к решению проблемы.
На завершающем этапе научно-исследовательской практики учащийся составляет отчет о проведенной работе.
Отчет по практике
После того, как практика окончена, сведения, которые были собраны учеником, должны быть систематизированы. На их основании будет составлен отчет, передаваемый куратору со стороны учебного заведения. Сроки подачи отчета зафиксированы в индивидуальном задании студента.
Структура отчета по научно-исследовательской работе
Правила оформления научно-исследовательских работ установлены ГОСТом. Как и в любом исследовательском документе, отчет по практике должен держать:
- Оформленный, в соответствии с требованиями учебного заведения, титульный лист.
- Блок с содержанием.
- Введение с определением целей и задач исследовательской работы. Кроме того, во введении нужно указать степень актуальности исследования и его значимость с практической точки.
- Основной блок. В этом же разделе учащийся объясняет с помощью каких методов можно решить проблему. Кроме того, необходимо привести примеры, которые смогут подтвердить работоспособность и эффективность представленного метода.
- Заключение с выводами по исследованию и рекомендациями.
- Список использованных источников, оформленный в библиографическом порядке.
- Блок с приложениями. В нем содержатся все документы, графики, схемы, рисунки и данные, которые важны для исследования, но не соответствуют стилистике основной части.
Требования к оформлению
Методические рекомендации с требованиями к оформлению проектно-исследовательских научных работ лучше всего запросить у руководителя практики со стороны учебного заведения. Правила оформления научно-исследовательской работы будут соответствовать стандартным нормам, зафиксированным в ГОСТе.
Оформление отчета по научно-исследовательской практике по ГОСТу:
- Отчет оформляют на белой офсетной бумаге А4 с одной стороны. Регламентированная ширина полей с левой стороны 3 см, справой 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см.
- Обязательно наличие сквозной нумерации на каждом листе в нижнем колонтитуле посередине.
- Высота межстрочного интервала – полуторный.
- Красная строка – 1,25 см.
- Один лист может содержать не более 29-30 строк.
- Каждую главу начинают оформлять с нового листа.
- В названии глав должны использоваться заглавные буквы, жирный шрифт. Параграфы оформляются прописными буквами. После заголовка обязателен интервал в три пустые строки.
- При написании отчета допускается использование шрифта Times New Roman 14. Для таблиц Times New Roman 12.
- Цвет оформления документа – черный.
- Нумерация арабскими цифрами. При нумерации глав, параграфов и подпунктов допускается использование одинарных, двойных и тройных номеров.
Титульный лист оформляется по требованиям учебного заведения.
Документы к отчету
Помимо отчета по учебно-исследовательской работе учащийся должен предоставить определенный перечень документов. В него входит:
- График прохождения практики. Этот документ составляется вместе с преподавателем, направляющим студента на практику. Далее график согласуют с руководителем практики со стороны компании. Именно по этому плану, расписанному по дням, будет проходить практическое обучение.
- Дневник прохождения практики. Представляет собой тетрадь или блокнот формата а5 с таблицей, в которую вписываются все задания. Те самые, которые студент выполнил во время практики. Дневник проверяется и подписывается руководителем от лица предприятия.
- Отзыв о прохождении практики. Положительная или отрицательная характеристика о практиканте составляется куратором самостоятельно. В этом документе отражают достижения работника, его сильные и слабые стороны, как временного сотрудника компании.
- Характеристика к отчету по практике. В этом документе отражают отношение учащегося к исследованию, его исполнительность и дисциплинированность, уровень теоретических знаний и совокупную оценку от куратора со стороны компании.
В некоторых случаях учащегося могут попросить предоставить документы компании, чтобы обосновать итоги исследования.
Дневник по практике
Содержание и оформление дневника по научно-исследовательской практике ничем не отличается от стандартного типа. В большинстве случаев образец дневника можно запросить у курирующего преподавателя.
Документ состоит из титульного листа, блока с общими сведениями, включающего данные о студенте и месте исследования, а также срок прохождения практики.
В основном блоке фиксируются все задачи, которые студент выполняет во время практического обучения. Каждый день практикант фиксирует, что именно он должен сделать, с какими задачами он не справился, если такое произошло, и почему. Дневник проверяется научным руководителем, обеспечивающим доступ к материалам компании.
Кроме того, в дневнике обязательно должны содержаться сведения о том, насколько ответственно студент подошел к выполнению задания и на основании этого составляется отзыв об учащемся. В завершении студент должен составить резюме о том, как прошла практика.
Примеры дневника по НИР
Защита практики
Прежде чем получить допуск к защите, практикант должен сдать отчет на проверку курирующему преподавателю. Срок сдачи отчета не должен превышать семи дней с того момента, как закончится практика.
Преподаватель проверяет отчет по учебно-исследовательской практике по следующим критериям:
- Содержание отчета.
- Оформление. Его проверяют на соответствие ГОСТу и требованиям со стороны вуза.
- Качеству проведенного исследования.
- Выводу учащегося и его личный вклад в исследование проблемы.
- Отзыву куратора со стороны компании.
К отчету прикладывается дневник по практике, график ее прохождения, отзыв руководителя и сопроводительная характеристика.
После того, как отчет сдан, его необходимо защитить на итоговой конференции. Как правило, ее назначают в срок не более 10 дней после сдачи отчета.
Во время защиты студент показывает творческую часть отчета. На слайдах должны быть представлены таблицы, схемы, рисунки, графики. Минимальное число слайдов – 10 штук.
Не допускается, чтобы на слайдах был только текст из отчета.
Заключение
Во время прохождения практики студенты нарабатывают практический материал, который им понадобится в дальнейшем при работе с выпускной квалификационной работой или диссертацией. После того, как обучение завершено, он сдает отчет о научно-исследовательской работе, который затем защищает во время итоговой конференции. Чтобы получить допуск к защите и завершить обучение, практиканту придется провести комплексное исследование, оформленное в соответствии с требованиями учебного заведения. Ошибки в оформлении или неточности в исследовании могут привести к тому, что практическое обучение придется пройти заново.