1. Выберите одну из дилемм, которую вы бы хотели проанализировать. Автор дилемм - Лоуренс (Лоренц) Кольберг.
2. Изучите классификацию стадий морального развития Л. Кольберга.
3. Поразмышляйте над вопросами, которые сформулированы к выбранной дилемме (вопросы переписывать не надо, как и текст дилемм).
4. Результат размышлений сформулируйте в коротком эссе (до двух страниц), с целью развития навыков работы с этическими дилеммами и углубления понимания понятия «уровень морального развития».
При ответе помните, что ни одна из дилемм не предполагает абсолютно правильного, безупречного решения, любой вариант имеет свои плюсы и минусы, а подход Кольберга, несмотря на широкое распространение, одновременно является объектом критики.
Дилемма 1.
В Корее экипаж моряков при встрече с превосходящими силами врагов отступил. Экипаж перешел мост через реку, но враг был еще главным образом на другой стороне. Если бы кто-нибудь пошел на мост и взорвал его, то остальные члены команды, имея преимущество во времени, вероятно, могли бы убежать. Но человек, который остался бы сзади, чтобы взорвать мост, не смог бы уйти живым. Сам капитан – это человек, который лучше всего знает, как вести отступление. Он вызвал добровольцев, но их не оказалось. Если он пойдет сам, то люди, вероятно, не вернутся благополучно, он – единственный, кто знает, как вести отступление.
Вопросы к дилемме 1. Должен ли был капитан приказать человеку пойти на задание или он должен был пойти сам? Почему? Должен ли капитан послать человека (или даже использовать лотерею), когда это означает послать его на смерть? Почему? Должен ли был капитан пойти сам, когда это означает, что люди, вероятно, не вернутся обратно благополучно? Почему? Имеет ли капитан право приказать человеку, если он думает, что это наилучший ход? Почему? Человек, который получил приказ, имеет ли обязанность или обязательство идти? Почему? Что вызывает необходимость спасти или защитить человеческую жизнь? Почему это важно? Как это применить к тому, что должен сделать капитан? В чем суть ответственности капитана? Почему?
Дилемма 2.
В одной стране в Европе бедный человек по имени Вальжан не смог найти работы, не смогли этого ни его сестра, ни брат. Не имея денег, он украл хлеб и необходимое им лекарство. Его схватили и приговорили к 6 годам тюрьмы. Через два года он сбежал и стал жить в новом месте под другим именем. Он скопил деньги и постепенно построил большую фабрику, платил своим рабочим самую высокую зарплату и большую часть своей прибыли отдавал на больницу для людей, которые не могли получить хороший медицинский уход. Прошло двадцать лет, и один моряк узнал во владельце фабрики Вальжане беглого каторжника, которого полиция искала в его родном городе.
Вопросы к дилемме 2. Должен ли был моряк сообщить о Вальжане в полицию? Почему? Есть ли у гражданина обязанность или обязательство сообщать властям о беглом преступнике? Почему? Предположим, Вальжан был бы близким другом моряка? Должен ли он тогда сообщить о Вальжане? Если о Вальжане сообщили и он предстал перед судом, должен ли был судья послать его обратно на каторгу или освободить? Почему? Подумайте, с точки зрения общества, должны ли люди, которые нарушают закон, быть наказаны? Почему? Как это применить к тому, что должен сделать судья? Вальжан сделал то, что ему подсказала совесть, когда он украл хлеб и лекарство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действует не по совести? Почему? В чем суть дилеммы моряка, какую ответственную вещь нужно ему сделать? Почему?
Колберг полагал, что люди разрешают разные моральные дилеммы с позиции разных уровней и стадий морального развития. Однако большинство ответов каждого человека соответствует только одной из них.
Доконвенциональный уровень. Человек, находящийся на этом уровне, при определении «моральности» поступка исходит из того, насколько тот или иной поступок удовлетворяет его собственные потребности. Этот уровень включает в себя две стадии. Первая стадия характеризуется ориентацией на наказание и послушание: если ребенок совершает определенный поступок и его за это наказывают, он делает заключение, что данное поведение плохое. Таким образом, основным двигателем поведения ребенка, находящегося на первой стадии морального развития, является страх перед наказанием. Человек, находящийся на второй стадии, в качестве «морального» рассматривает то поведение, которое удовлетворяет его собственные нужды и лишь случайно — потребности других людей. Таким образом, основным двигателем его поведения является соблюдение баланса между наказанием и вознаграждением.
Конвенциональный уровень. Человек, находящийся на этом уровне морального развития, понимает необходимость выполнения ряда правил для сохранения целостности общества. Этот уровень также включает в себя две стадии. Для человека, находящегося на третьей стадии, основным регулятором поведения являются требования малой группы (семьи, друзей, коллег), членом которой он является. Человек, проходящий четвертую стадию, руководствуется в своем поведении не требованиями конкретных членов своей группы, а нормами общества, выполнение которых необходимо для поддержания жизнеспособности социальной системы. Его главной целью становится поддержание существующего социального порядка.
Постконвенциональный уровень — самый высокий уровень морального развития. Человек, находящийся на этом уровне, руководствуется уже не собственными интересами и не требованиями социальной группы, к которой он принадлежит, а безличными моральными стандартами. Человек на пятой стадии морального развития понимает относительность и договорной характер моральных норм, то есть осознает, что моральные нормы людей зависят от того, к какой группе они принадлежат, и придает большое значение соблюдению индивидуальных прав. Поэтому для него особую значимость приобретает справедливость правил, в соответствии с которыми принимается то или иное решение (процедурная справедливость). Человек на самой высокой — шестой стадии — самостоятельно выбирает единственную систему моральных норм и следует ей.
Критерии выполнения задания
1. Оригинальность. Эссе должно отразить результаты выполненного вами анализа, ваши собственные мысли и впечатления от размышления над дилеммой. Обратите пристальное внимание на изложение обоснования предпочтительности вашего ответа.
2. Грамотность. Эссе следует писать без орфографических ошибок, с использованием разнообразной лексики, отражающей Ваш индивидуальный стиль письменного изложения мыслей.
3. Рефлексия. Эссе должно включать в себя рефлексию, то есть анализ собственных мыслей и впечатлений, полученных при работе над заданием.
Требования к оформлению задания
Ответы оформите в документе формата Word, с титульным листом (шаблон во вложенном файле), до 2-х страниц.
· текст печатается шрифтом Times New Roman, 14 пт.
· межстрочный интервал должен быть равен 1,5.
Критерии оценивания задания
· работа соответствует требованиям и критериям к содержанию и оформлению
· в работе раскрыты ответы на все вопросы
· грамотность, оригинальность
Узнай стоимость помощи по твоей работе
На нашем сервисе более 1000 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Возникли вопросы? Появились проблемы с автором? Не стесняйтесь, мы поможем!
Помощь в подборе материалов для написания работы
Обратная связь
Загрузка...
Предупреждение
Не сообщайте контакты без крайней необходимости. Ни в коем случае не совершайте прямые переводы денежных средств вне биржи "Пишем24". Общение и заказы за пределами "Пишем24" несут высокий риск мошенничества. А внутри "Пишем24" - проходят гладко и безопасно. В случае первого обмена контактами от администрации выдается предупреждение. В случае второго обмена контактами аккаунт пользователя блокируется.