Содержание
В России ежегодно по результатам защит диссертаций присуждается около трех тысяч докторских и свыше двадцати тысяч кандидатских степеней. В подавляющем большинстве случаев, особенно в отраслях науки со строгой терминологической системой (в физико-математической или технологических, в которых новизна результатов признается лишь при наличии их патентной новизны и экспериментального подтверждения теоретических положений), диссертационное исследование является одной из значимых форм представления новых научных знаний в России. По итогам исследования принято публиковать научную статью, отражающую главные тезисы диссертации.

Как написать научную статью по теме диссертации

Классическая структура научной статьи включает в себя следующие элементы в том порядке, какими они идут в самой статье:
 
  • Аннотация.
  • Введение.
  • Материалы и метод.
  • Результат.
  • Обсуждение.
  • Примечания.
  • Список литературы.


Однако текст статьи не рекомендуется писать в такой же последовательности. Ниже приведена характеристика разделов и подразделов статьи именно в такой последовательности, которой лучше придерживаться при ее написании:
 
  1. Смысловым центром научной статьи является раздел «результаты», с которым должны соотноситься все остальные части. Представленные в этом разделе данные и их анализ определяет содержание всех остальных частей. Поэтому написание статьи разумнее начинать именно с данного раздела.
  2. Раздел введение обычно разделяется на три смысловых подраздела. Введение начинается с наиболее общего представления той проблемы или задачи, решение которой вы пытаетесь получить в рамках статьи. Кроме того, начало введение должно привлекать интерес к статье со стороны читателей, поэтому она должна четко обращаться к целевой аудитории журнала.
  3. Введение обычно завершается формулировкой цели той работы, которая представлена в статье, либо презентацией основных полученных результатов.
  4. Центральную часть введения составляет обзор того, что уже сделано в рамках решения данной проблемы или задачи, обосновывается тот подход, который использован в статье для решения поставленной проблемы или задачи.
  5. Раздел Метод описывает как были получены те результаты, что представлены в разделе Результаты, тем самым повышая их достоверность за счет того, что каждый читатель стать может прийти к тем же самым результатам используя описанный метод.
  6. Раздел Дискуссия начинается с такой же широтой фокуса, как и раздел Результаты, но затем охватывает поднятую проблему с такой же широтой, как это сделано в начале Введения. К концу статья должна выходить на более широкую область обобщений и проблематики, чем это затронуто в публикации, тем самым показывая важность данной работы в контексте более широкой картины.
Узнай стоимость
написание работы на заказ

Результаты в научной статье


Первой задачей является определить из основного содержания вашего результата какой смысл вы собираетесь донести до читателя вашей статьи, что он должен из нее вынести и запомнить, когда прочтет ее и отложит в сторону. Прежде всего, сосредоточьтесь на тех таблицах, рисунках и графиках, которые вы собираетесь включить в статью. Для каждой таблицы, графика, рисунка напишите один-два наиболее главных выводов из тех данных, которые они представляют. Рядом из каждых из этих пунктов отметьте, где лучше всего их рассмотреть и обсудить - в Результатах или разделе Дискуссия, а возможно в обоих этих разделах. Возможно, что в процессе этих размышлений у вас появятся идеи для других разделов статьи - Введения, Методов, запишите эти идеи.

Расположите таблицы, графики и рисунки в таком порядке, чтобы у вас получилась логически последовательная и связанная история. Развернуто изложите ваши главные выводы так, чтобы из них получились смысловые блоки. Обдумайте вместе с вашими соавторами ту историю, которую будет излагать ваша статья. Основная задача дискуссий с соавторами - определить перечень данных, которые необходимо включить в статью, определить логическую последовательность их изложения (историю), смысловые блоки, которые должны вынести читатели после знакомства со статьей. Обдумайте список журналов, в которые вы будете направлять статью. Приступайте к написанию разделов статьи.
 
Четыре основных вопроса, на которые следует ответить перед написаниераздела Результаты:
 
  1. О чем свидетельствуют полученные мной результаты? Изложить максимум в двух предложениях только самую суть.
  2. Что означают мои результате в контексте той проблематики, в которой они получены? Какие выводы можно из них сделать?
  3. Кому необходимо знать о моих результатах? Иначе говоря, на какую аудиторию будет рассчитана статья?
  4. Почему целевая аудитория должна узнать об этих результатах? Иначе, что могут упустить в своих исследованиях ученые, которые работают над данной проблематикой, если они не ознакомятся с вашей статьей?
Нужна такая же работа?
закажи ее у наших авторов

Нормоконтроль (ГОСТ) в научной статье

Главное правило, которым необходимо руководствоваться при составлении таблиц, рисунков и графиков, которые будут включены в статью, - их самодостаточность. В идеале, читатель не должен сверяться с текстом статьи, чтобы понять представленные на графике или в таблице данные - вся необходимая информация должна содержаться в их названиях, содержании, легенде, примечаниях.
 
Основным источником информации о том, как должны быть представлены в рукописи статьи таблицы, рисунки и графики, являются инструкции для авторов, которые публикуются редакциями соответствующих изданий. Иногда эти инструкции можно найти непосредственно на страницах научного журнала, чаще всего - на сайте журнала.
 
Кроме того, можно ознакомиться с последними выпусками тех журналов, куда вы планируете направить рукопись, чтобы посмотреть, как представлены в опубликованных статьях соответствующие виды данных - таблицы, графики и рисунки, какие типы графиков более предпочтительны, каковы основные элементы легенды включены в описание и т.д.
 
Данные в статье могут быть представлены как табличном, так и графическом виде. Таблицы лучше использовать, когда необходимо представить необработанные показатели, объяснить сделанные расчеты, показать абсолютные величины и их точность. Графический вид уже сам по себепредусматривает высокую степень обработки данных, поэтому графики лучше всего использовать для демонстрации тенденций в динамике показателей, сравнения двух и нескольких показателей.
 
Круговые диаграммы лучше всего использовать для демонстрации соотношений целого и частного, например, отраслевой структуры экономики. При этом следует придерживаться рекомендаций:
 
  • Наибольший сегмент диаграммы начинает свой отсчет от 12 часов (если представить круг в виде циферблата часов).
  • Сегменты диаграммы идут в порядке убывания своей величины.
  • Количество сегментов не рекомендуется делать больше пяти, иначе такую диаграмму становится сложно воспринимать.
  • Подписи сегментов лучше размещать снаружи диаграммы, один из секторов, для лучшего восприятия, рекомендуется располагать слегка отдельно от диаграммы.
Гистограммы и линейчатые диаграммы рекомендуется использовать для сравнения величин независимых друг от друга категорий (например, показатели социально-экономического развития регионов РФ, объемы сборов различных видов налогов и т.п.) Линейные графики наилучшим образом подходят для представления последовательности переменных, обычно по временной или пространственной шкале. Лепестковые диаграммы используются для изображения категорий, которые напрямую друг с другом не могут сравниваться.
 
Наиболее частыми ошибками при выборе того или иного типа диаграмм являются:
 
  • Выбор неправильного типа диаграмм, в результате чего становится непонятной взаимосвязь показателей, если таковая между ним обнаружена.
  • Выбирается слишком лаконичный заголовок диаграммы, тогда как необходимо более развернутое название.
  • Данные уже представлены в тексте или таблицы, в результате чего диаграмма является повторением сказанного.
  • Характеристики диаграммы, ее графические и содержательные элементы не проясняют основной смысл представленных результатов.
  • Диаграмма перегружена ненужными элементами - вспомогательными линиями, символами легенды, маркерами и т.п..
  • Оси диаграммы не подписаны или подписаны научными жаргонизмами.
  • Точки диаграммы имеют подписи, тогда как величины либо не важны для понимания диаграммы, либо величины могут быть определены с достаточной точностью по осям диаграммы.
Наиболее распространенными ошибками при составлении таблиц являются:
 
  • Слишком лаконичное название, тогда как более уместным выглядело бы развернутое название.
  • Включение в таблицу лишних данных, на которые нет отсылок в тексте, которые не влияют на содержание и суть статьи, а также включают общеизвестные постоянные.
  • Величины имеют избыточную точность, что мешает их восприятию.
  • Оопущены показатели, которые позволяют читателю проверить сделанные в статье выкладки.
  • Макет таблицы не выделяет наиболее значимые результаты.
  • Данные не расположены таким образом, чтобы показать наиболее важные взаимосвязи между величинами.
Для того, чтобы заголовки таблиц и рисунков несли максимальную смысловую нагрузка, необходимо выбирать один из следующих вариантов:
 
  • Заголовок, который суммирует основное содержание таблицы или графика, рисунка.
  • Детали результатов или модели, изображенной на графике или рисунке.
  • Дополнительное объяснение составляющих рисунка, использованного метода, либо существенных деталей, которые важны для выводов, сделанных в статье.
  • Описание включенных в таблицу или рисунок данных, единицы измерения, и др..
Раздел Результаты включает следующие блоки:
 
  • Изложение наиболее важных результатов.
  • Таблицы, графики и рисунки, иллюстрирующие и объясняющие полученные результаты.
  • Некоторые комментарии к результатам, если они необходимы.
Поможем Вам со сложной задачкой
Узнать стоимость

Как написать главу с методами в научной статье

Раздел Метод в структуре научной статьи необходим для проверки достоверности тех результатов, которые получены с помощью изложенного в разделе метода. Это повышает достоверность представленных в статье научных результатов. В случае, если при получении результатов использовался уже широко известный метод, но можно не вдаваться в его детальное описание, достаточно указать на то, каким образом он был автором статьи изменен. В случае, если использовался совершенно новый метод, то он должен быть описан исчерпывающим образом.
 
Для того, чтобы читатель статьи мог лучше понять результаты, представленные в соответствующем разделе, автор должен ясно указать, как две раздела - Метод и Результаты - взаимосвязаны друг с другом. Для этого можно использовать следующие стратегии:
 
  • Использовать одинаковые подзаголовки в обоих разделах.
  • Использовать фразы и предложения в разделе Метод, которые явно указывают на эту взаимосвязь.

Как написать введение в научной статье

Раздел Введение имеет особую важность для научной статьи. Именно по содержанию данного раздела рецензенты удостоверяются в наличии всехэлементов, необходимых для дальнейшего, более углубленного рассмотрения статьи. Для этого содержание Введение должно отвечать на следующие вопросы:
 
  • Обладает ли статья достаточной новизной?
  • Обладает ли статья научной значимостью?
  • Соответствует ли статья профилю данного журнала?
Основное изложение содержания Введения должно идти от общих положений, касающихся рассматриваемой проблематики в целом, к непосредственному содержанию данной статьи. Предлагается выделять шесть основных разделов:
 
  1. Общая характеристика научной проблематики, необходимая для введения читателя в контекст рассматриваемой проблемы или задачи, указание на ее важность и значимость.
  2. Указания на то, как более специфические аспекты данной проблемы рассматривались другими исследователями, чьи исследования составляют базис знаний, накопленных по данной проблеме.
  3. Аргументация в пользу необходимости дальнейших исследований по данной проблеме, указания на существующие пробелы в знаниях, направлениях, которые до сих пор не рассматривались и т.п..
  4. Конкретное описание целей и задач данного исследования, краткое описание того, что было сделано в ходе научного исследования, какие результаты получены.
  5. Авторская оценка полученных результатов, внесенный вклад в научную проблематику.
  6. Краткое содержание последующих разделов статьи (если это требуется форматом журнала).
Во Введении особенно часто приходится обращаться к цитированию чужих исследований, делать на них ссылки. Цитирование особенно важно, так как позволяет автору продемонстрировать его знакомство с проблематикой, с тем, что уже сделано в данной области, а также - какие пробелы еще существуют, которые данная статья позволяет частично или полностью закрыть. Однако, в связи с этим возникает множество проблем, связанных с соблюдением авторских прав, избегания опасности плагиата и аккуратности ссылок.
 
Три метода цитирования:
  1. Акцент делается на изложении научной информации, что характерно для большинства типов научных статей.
  2. Акцент делается на авторе научной информации, изложении его взглядов, что позволяет высказать отношение автора статьи к данному мнению, его согласие или несогласие с ним.
  3. Непрямая авторская ссылка, где излагаются концепции и идеи, но как правило в обобщенном виде и за авторством нескольких человек, которые разрабатывали данное направление. При этом, как правило, ссылка на конкретную работу автора не дается, указывается лишь его фамилия.