Содержание
В России ежегодно по результатам защит диссертаций присуждается около трех тысяч докторских и свыше двадцати тысяч кандидатских степеней. В подавляющем большинстве случаев, особенно в отраслях науки со строгой терминологической системой (в физико-математической или технологических, в которых новизна результатов признается лишь при наличии их патентной новизны и экспериментального подтверждения теоретических положений), диссертационное исследование является одной из значимых форм представления новых научных знаний в России. По итогам исследования принято публиковать научную статью, отражающую главные тезисы диссертации.
 

Как написать научную статью по теме диссертации

 
Классическая структура научной статьи включает в себя следующие элементы в том порядке, какими они идут в самой статье:
  • Аннотация
  • Введение
  • Материалы и метод
  • Результат
  • Обсуждение
  • Примечания
  • Список литературы
 
Однако текст статьи не рекомендуется писать в такой же последовательности. Ниже приведена характеристика разделов и подразделов статьи именно в такой последовательности, которой лучше придерживаться при ее написании:
  1. Смысловым центром научной статьи является раздел «результаты», с которым должны соотноситься все остальные части. Представленные в этом разделе данные и их анализ определяет содержание всех остальных частей. Поэтому написание статьи разумнее начинать именно с данного раздела.
  2. Раздел введение обычно разделяется на три смысловых подраздела. Введение начинается с наиболее общего представления той проблемы или задачи, решение которой вы пытаетесь получить в рамках статьи. Кроме того, начало введение должно привлекать интерес к статье со стороны читателей, поэтому она должна четко обращаться к целевой аудитории журнала.
  3. Введение обычно завершается формулировкой цели той работы, которая представлена в статье, либо презентацией основных полученных результатов.
  4. Центральную часть введения составляет обзор того, что уже сделано в рамках решения данной проблемы или задачи, обосновывается тот подход, который использован в статье для решения поставленной проблемы или задачи.
  5. Раздел Метод описывает как были получены те результаты, что представлены в разделе Результаты, тем самым повышая их достоверность за счет того, что каждый читатель стать может прийти к тем же самым результатам используя описанный метод.
  6. Раздел Дискуссия начинается с такой же широтой фокуса, как и раздел Результаты, но затем охватывает поднятую проблему с такой же широтой, как это сделано в начале Введения. К концу статья должна выходить на более широкую область обобщений и проблематики, чем это затронуто в публикации, тем самым показывая важность данной работы в контексте более широкой картины.
 
Узнай стоимость
написание работы на заказ

Результаты в научной статье

Первой задачей является определить из основного содержания вашего результата какой смысл вы собираетесь донести до читателя вашей статьи, что он должен из нее вынести и запомнить, когда прочтет ее и отложит в сторону. Прежде всего, сосредоточьтесь на тех таблицах, рисунках и графиках, которые вы собираетесь включить в статью. Для каждой таблицы, графика, рисунка напишите один-два наиболее главных выводов из тех данных, которые они представляют. Рядом из каждых из этих пунктов отметьте, где лучше всего их рассмотреть и обсудить - в Результатах или разделе Дискуссия, а возможно в обоих этих разделах. Возможно, что в процессе этих размышлений у вас появятся идеи для других разделов статьи - Введения, Методов, запишите эти идеи.
Расположите таблицы, графики и рисунки в таком порядке, чтобы у вас получилась логически последовательная и связанная история. Развернуто изложите ваши главные выводы так, чтобы из них получились смысловые блоки. Обдумайте вместе с вашими соавторами ту историю, которую будет излагать ваша статья. Основная задача дискуссий с соавторами - определить перечень данных, которые необходимо включить в статью, определить логическую последовательность их изложения (историю), смысловые блоки, которые должны вынести читатели после знакомства со статьей. Обдумайте список журналов, в которые вы будете направлять статью. Приступайте к написанию разделов статьи.
 
Четыре основных вопроса, на которые следует ответить перед написаниераздела Результаты:
  1. О чем свидетельствуют полученные мной результаты? Изложить максимум в двух предложениях только самую суть.
  2. Что означают мои результате в контексте той проблематики, в которой они получены? Какие выводы можно из них сделать?
  3. Кому необходимо знать о моих результатах? Иначе говоря, на какую аудиторию будет рассчитана статья?
  4. Почему целевая аудитория должна узнать об этих результатах? Иначе, что могут упустить в своих исследованиях ученые, которые работают над данной проблематикой, если они не ознакомятся с вашей статьей?
 
Нужна такая же работа?
закажи ее у наших авторов

Нормоконтроль (ГОСТ) в научной статье

Главное правило, которым необходимо руководствоваться при составлении таблиц, рисунков и графиков, которые будут включены в статью, - их самодостаточность. В идеале, читатель не должен сверяться с текстом статьи, чтобы понять представленные на графике или в таблице данные - вся необходимая информация должна содержаться в их названиях, содержании, легенде, примечаниях.
 
Основным источником информации о том, как должны быть представлены в рукописи статьи таблицы, рисунки и графики, являются инструкции для авторов, которые публикуются редакциями соответствующих изданий. Иногда эти инструкции можно найти непосредственно на страницах научного журнала, чаще всего - на сайте журнала.
 
Кроме того, можно ознакомиться с последними выпусками тех журналов, куда вы планируете направить рукопись, чтобы посмотреть, как представлены в опубликованных статьях соответствующие виды данных - таблицы, графики и рисунки, какие типы графиков более предпочтительны, каковы основные элементы легенды включены в описание и т.д.
 
Данные в статье могут быть представлены как табличном, так и графическом виде. Таблицы лучше использовать, когда необходимо представить необработанные показатели, объяснить сделанные расчеты, показать абсолютные величины и их точность. Графический вид уже сам по себепредусматривает высокую степень обработки данных, поэтому графики лучше всего использовать для демонстрации тенденций в динамике показателей, сравнения двух и нескольких показателей.
 
Круговые диаграммы лучше всего использовать для демонстрации соотношений целого и частного, например, отраслевой структуры экономики. При этом следует придерживаться рекомендаций:
  • наибольший сегмент диаграммы начинает свой отсчет от 12 часов (если представить круг в виде циферблата часов),
  • сегменты диаграммы идут в порядке убывания своей величины,
  • количество сегментов не рекомендуется делать больше пяти, иначе такую диаграмму становится сложно воспринимать,
  • подписи сегментов лучше размещать снаружи диаграммы, один из секторов, для лучшего восприятия, рекомендуется располагать слегка отдельно от диаграммы.
 
Гистограммы и линейчатые диаграммы рекомендуется использовать для сравнения величин независимых друг от друга категорий (например, показатели социально-экономического развития регионов РФ, объемы сборов различных видов налогов и т.п.) Линейные графики наилучшим образом подходят для представления последовательности переменных, обычно по временной или пространственной шкале. Лепестковые диаграммы используются для изображения категорий, которые напрямую друг с другом не могут сравниваться.
 
Наиболее частыми ошибками при выборе того или иного типа диаграмм являются:
  • выбор неправильного типа диаграмм, в результате чего становится непонятной взаимосвязь показателей, если таковая между ним обнаружена,
  • выбирается слишком лаконичный заголовок диаграммы, тогда как необходимо более развернутое название,
  • данные уже представлены в тексте или таблицы, в результате чего диаграмма является повторением сказанного,
  • характеристики диаграммы, ее графические и содержательные элементы не проясняют основной смысл представленных результатов,
  • диаграмма перегружена ненужными элементами - вспомогательными линиями, символами легенды, маркерами и т.п.,
  • оси диаграммы не подписаны или подписаны научными жаргонизмами,
  • точки диаграммы имеют подписи, тогда как величины либо не важны для понимания диаграммы, либо величины могут быть определены с достаточной точностью по осям диаграммы.
 
Наиболее распространенными ошибками при составлении таблиц являются:
  • чересчур лаконичное название, тогда как более уместным выглядело бы развернутое название,
  • включение в таблицу лишних данных, на которые нет отсылок в тексте, которые не влияют на содержание и суть статьи, а также включают общеизвестные постоянные,
  • величины имеют избыточную точность, что мешает их восприятию,
  • опущены показатели, которые позволяют читателю проверить сделанные в статье выкладки,
  • макет таблицы не выделяет наиболее значимые результаты,
  • данные не расположены таким образом, чтобы показать наиболее важные взаимосвязи между величинами.
 
Для того, чтобы заголовки таблиц и рисунков несли максимальную смысловую нагрузка, необходимо выбирать один из следующих вариантов:
  • заголовок, который суммирует основное содержание таблицы или графика, рисунка,
  • детали результатов или модели, изображенной на графике или рисунке,
  • дополнительное объяснение составляющих рисунка, использованного метода, либо существенных деталей, которые важны для выводов, сделанных в статье,
  • описание включенных в таблицу или рисунок данных, единицы измерения, и др.
 
Раздел Результаты включает следующие блоки:
  • изложение наиболее важных результатов,
  • таблицы, графики и рисунки, иллюстрирующие и объясняющие полученные результаты,
  • некоторые комментарии к результатам, если они необходимы.
 
Поможем Вам со сложной задачкой
Узнать стоимость

Как написать главу с методами в научной статье

Раздел Метод в структуре научной статьи необходим для проверки достоверности тех результатов, которые получены с помощью изложенного в разделе метода. Это повышает достоверность представленных в статье научных результатов. В случае, если при получении результатов использовался уже широко известный метод, но можно не вдаваться в его детальное описание, достаточно указать на то, каким образом он был автором статьи изменен. В случае, если использовался совершенно новый метод, то он должен быть описан исчерпывающим образом.
 
Для того, чтобы читатель статьи мог лучше понять результаты, представленные в соответствующем разделе, автор должен ясно указать, как две раздела - Метод и Результаты - взаимосвязаны друг с другом. Для этого можно использовать следующие стратегии:
  • использовать одинаковые подзаголовки в обоих разделах,
  • использовать фразы и предложения в разделе Метод, которые явно указывают на эту взаимосвязь.
 

Как написать введение в научной статье

Раздел Введение имеет особую важность для научной статьи. Именно по содержанию данного раздела рецензенты удостоверяются в наличии всехэлементов, необходимых для дальнейшего, более углубленного рассмотрения статьи. Для этого содержание Введение должно отвечать на следующие вопросы:
  • обладает ли статья достаточной новизной?
  • обладает ли статья научной значимостью?
  • соответствует ли статья профилю данного журнала?
 
Основное изложение содержания Введения должно идти от общих положений, касающихся рассматриваемой проблематики в целом, к непосредственному содержанию данной статьи. Предлагается выделять шесть основных разделов:
  1. Общая характеристика научной проблематики, необходимая для введения читателя в контекст рассматриваемой проблемы или задачи, указание на ее важность и значимость.
  2. Указания на то, как более специфические аспекты данной проблемы рассматривались другими исследователями, чьи исследования составляют базис знаний, накопленных по данной проблеме.
  3. Аргументация в пользу необходимости дальнейших исследований по данной проблеме, указания на существующие пробелы в знаниях, направлениях, которые до сих пор не рассматривались и т.п.
  4. Конкретное описание целей и задач данного исследования, краткое описание того, что было сделано в ходе научного исследования, какие результаты получены.
  5. Авторская оценка полученных результатов, внесенный вклад в научную проблематику.
  6. Краткое содержание последующих разделов статьи (если это требуется форматом журнала).
 
Во Введении особенно часто приходится обращаться к цитированию чужих исследований, делать на них ссылки. Цитирование особенно важно, так как позволяет автору продемонстрировать его знакомство с проблематикой, с тем, что уже сделано в данной области, а также - какие пробелы еще существуют, которые данная статья позволяет частично или полностью закрыть. Однако, в связи с этим возникает множество проблем, связанных с соблюдением авторских прав, избегания опасности плагиата и аккуратности ссылок.
 
Три метода цитирования
  1. Акцент делается на изложении научной информации, что характерно для большинства типов научных статей.
  2. Акцент делается на авторе научной информации, изложении его взглядов, что позволяет высказать отношение автора статьи к данному мнению, его согласие или несогласие с ним.
Непрямая авторская ссылка, где излагаются концепции и идеи, но как правило в обобщенном виде и за авторством нескольких человек, которые разрабатывали данное направление. При этом, как правило, ссылка на конкретную работу автора не дается, указывается лишь его фамилия.