Содержание
Диссертация - научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени. Диссертация - особый научный и литературно-творческий жанр. Как результат научного исследования она должна отвечать ряду квалификационных требований.
 

Методы исследования в магистерской диссертации

Методы исследования в магистерской диссертации целесообразно рассматривать в соответствии с последовательностью этапов его выполнения. Это методы:
  • поиска,
  • получения,
  • обоснования,
  • презентации результатов диссертации.
 

Что такое гипотеза исследования в диссертации

В большинстве отраслей науки существует устойчивая традиция формулировать в диссертации гипотезы. В то же время, наличие гипотезы в диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата или доктора технических наук – большая редкость. Гипотеза по своей сути представляет новое научное синтетическое знание, то есть новое знание, которое не выводится дедуктивным образом, а является смелым предположением, обоснованно объясняющим явление, процесс, ситуацию, причину и следствие. Остановимся на требованиях к гипотезе, на которые диссертанту следует обратить особое внимание.
 
Одно из основных требований к гипотезе состоит в том, что гипотеза подлежит проверке и обоснованию, то есть предполагается предварительное выдвижение ряда догадок, своего рода предгипотез, которые сопоставляются с фактами, объясняются и обосновываются. Кроме этого гипотеза должна отвечать требованиям: релевантностности – способности соответствовать фактам; проверяемости, но не все гипотезы могут быть проверены, например, экспериментально; совместимости как требование обеспечивающее преемственность научных положений и потенциальной опровержимости – качество гипотезы допускать возможность быть опровергнутой в результате научного обоснования положения, противоречащего гипотезе.
 
Отсутствие выполнения последнего требования частое явление в формулировках гипотез имеющих место в педагогических диссертациях, в которых логическая структура гипотезы строится по образцу: «позитивное изменение произойдет, если: а) выявлено …; б) определено …,» и далее перечисляется некоторое множество условий, которые автор решил включить в его состав по известным только ему причинам. Гипотеза при данном построении не является опровержимой или фальсифицируемой, так как условность гипотезы снимает с нее ответственность за случай, когда позитивного изменения не произошло, ввиду наличия формулы: «если: а) выявлено …, б) определено …» и т.д., так как не противоречит отсутствию изменения. То есть, при отсутствии изменений это что-то лишь пока не выявлено и его можно добавить к тому, что уже есть и тогда изменение возможно произойдет. Кроме условности приведенная структура гипотезы не является замкнутой, в ней не устанавливается конечное число необходимых и достаточных условий требуемого уровня для обязательной регистрации желаемого позитивного изменения.
 
Объяснительная и предсказательная сила гипотезы. В логике принято, что объяснительная сила гипотезы пропорциональна числу объясняемых ею следствий. Интересный вопрос: какого количества фактов достаточно, чтобы считать гипотезу жизнеспособной? Может быть так, что гипотеза замечательно объясняет одинединственный факт. Можно ли утверждать, что это объяснение факта и делает ее жизнеспособной? В дальнейшем это объяснение превращается во фрагмент или, как сегодня модно говорить, в ген, который уже будет присутствовать в хромосомах последующих гипотез, как ген живой клетки при ее развитии. Этот ген сохраняется в смысловом поле при многократных сменах формулировки гипотезы. Гипотеза развивается, формируясь на смысловых генах, изъятых из предыдущих гипотез или предгипотез. По всей вероятности, гипотеза не отбрасывается во всей своей совокупности, если она способна что-то научно объяснить, она перерождается, модифицируется с сохранением опорного смысла в объяснении факта. В дальнейшем этот смысл модифицируется, дополняется, становится базой новых формулировок предгипотез или окончательной гипотезы.
 
Что касается предсказательной силы гипотезы, то ее оценка носит вероятностный характер. Можно задаться вопросом: а какова вероятность появления результативной гипотезы? Без всякого сомнения можно утверждать, что вероятность появления гипотезы по разрешению конкретной научной проблемы в сознании человека, не имеющего представления об этой проблеме, близка к нулю.
 
Можно говорить о вероятности формулирования результативной гипотезы при определенных операциях или процедурах научной творческой деятельности ученого и предложить схему факторов, повышающих вероятность возникновения результативной гипотезы.
 
Еще один критерий гипотезы исследования в диссертации – это критерий простоты. Известно, что из конкурирующих гипотез выживает простейшая. Наиболее известный пример – картины объяснения мира Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником. Как правило: то, что проще – ближе к истине.
 
Узнай стоимость
написание работы на заказ

Объект и предмет исследования в диссертации

Приступая к работе над диссертацией, необходимо иметь точное представление о том, что следует понимать под объектом и предметом исследования. Определив эти два основных понятия, автор диссертации должен провести детальное их исследование, дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду. Но зачастую, особенно на первых порах, ученые путаются в понятиях объекта и предмета исследования. Правильное понимание этих основных понятий необходимо для того, чтобы поставить перед собой цель исследования, и сформулировать круг задач. Эти понятия должны быть не раз отражены в первой главе диссертации, где дается краткий анализ современного состояния вопроса, современных методов решения задач и проводится их сравнительная характеристика. На основе этого анализа определяются «белые пятна» в разработанности темы научного исследования, обосновывается необходимость решения выбранной проблемы в диссертационной работе и ее актуальность. В специальной литературе даются четкие определения объекта и предмета исследования и их краткое описание.
 
Приведем определения, которые рекомендуется использовать, при выполнении диссертационного исследования Объект исследования – это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема. Она подвергается непосредственному изучению. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. В предмете исследования выделяется определенное свойство объекта исследования, анализ которого особенно значим для решения задач исследования.
 
Предметом исследования является проблема, т. е. реальное противоречие, требующее своего решения. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.
 
Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. В качестве объекта исследования может выступить любой фрагмент универсума: человек, общество, живая природа, неживая природа, взаимоотношения этих сфер деятельности, технические системы, математические структуры и т. д. Таким образом, в качестве объекта исследования может выступать всё, что в той или иной мере доступно познанию на эмпирическом и (или) теоретическом уровнях.
 
Гораздо более конкретно можно характеризовать предмет исследования. Предмет исследования от объекта отличается своей большей «обработанностью» субъектом исследования. Если объект исследования – это некий фрагмент универсума, незаинтересованно (предварительно, пассивно, созерцательно) воспринятый субъектом исследования, то предмет исследования – это тот же объект исследования, но «обработанный» субъектом исследования. Предмет исследования – это объект исследования, заинтересованно (активно, конструктивно) воспринятый субъектом исследования.
 
Таким образом, предмет исследования – это объект исследования, воспринятый субъектом исследования сквозь призму определенных познавательных средств и способностей, сквозь призму целей и ценностей субъекта исследования.
 
Рассмотрим выбор объекта и предмета научного исследования для тем магистерских работ по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование». В университете разработано пять основных образовательных программ для подготовки магистров направления «Геодезия и дистанционное зондирование» с большим разнообразием тематики научных исследований. При этом темы магистерских исследований зависят от выбора научного направления. Магистрам предлагаются для решения теоретических и (или) прикладных задач научные проблемы в области инженерной, высшей и физической геодезии, космической геодезии и спутниковых технологий, фотограмметрии и методов дистанционного зондирования Земли, геодезической астрономии, геодезической и прикладной гравиметрии. При таком разнообразии тем диссертационных работ не может быть единого объекта и предмета исследования. В качестве примера рассмотрим выбор объекта и предмета исследования для пяти тем магистерских диссертаций при решении задач в области высшей геодезии, физической геодезии и спутниковых технологий.
 
Пример 1. Тема магистерской диссертации: «Комплексное исследование динамики гравитационного поля Земли». Объект исследования – фрагмент реальности – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – проблема – динамика гравитационного поля, изменение его во времени под действием различных факторов. Предметом исследования является изменение во времени объекта исследования – гравитационного поля Земли.
 
Пример 2. Тема магистерской диссертации: «Исследование модели EGМ-2008 на территории Средиземного моря». Объект исследования – гравитационное поле Земли. Предмет исследования – моделирование гравитационного поля и оценка точности созданной модели по реальным данным для территории Средиземного моря. Предметом исследования является моделирование и получение точностных характеристик объекта исследования – гравитационного поля Земли.