Производственная практика дает возможность определить обучающемуся направление своей деятельности при прохождении практического курса, сконцентрироваться на основных нюансах, не вдаваясь в тонкости.
Отчет по практике считается обязательной студенческой задачей, которая призвана показать усвоенные знания и приобретенный опыт. Структура и правила составления отчета достаточно сложные, следовательно, важно знать, из каких частей он состоит, и какие виды бывают.
Примеры титульного листа по производственной практике
Примеры индивидуального задания по производственной практике
Примеры календарного плана по производственной практике
Примеры характеристики студента по производственной практике
Примеры введения по производственной практике
Что такое отчет по практике
Практически все студенты знают, что из себя представляет отчет по практике, но далеко не все понимают, как грамотно его составить и сдать. Поэтому важно соблюсти все установленные регламенты, которые предъявляются к нему, при написании.
Нередко учащиеся с недостаточным вниманием относятся к составлению отчета, относя его к не особо значимым работам. Однако к процессу следует подойти с полной ответственностью, поскольку отчет показывает какие умения и опыт получил обучающийся в процессе прохождения практического курса.
Составление отчета начинается или в процессе прохождения практики, или после нее. Каждый учащийся выполняет эту работу своими силами. В ней следует описать намеченные и выполненные цели, а также итоги практики и научной деятельности.
Для составления отчета требуется придерживаться установленной структуры:
- дневник, где ежедневно прописываются задачи и цели;
- введение;
- основной раздел;
- заключительная часть;
- приложения;
- характеристика практиканта.
Отчет по практике ненужно писать слишком большой. Информацию следует подавать кратко, но емко, без лишних водных слов. Зная, как должна писаться работа, можно приступать к ее оформлению.
Виды отчетов по практике
Есть 3 разных отчета, которые определяются направлением практического курса: учебный, производственный, преддипломный. Для каждого из данных имеется своя структура написания.
Студенты учебный практический курс проходят в ВУЗе в первые два года обучения. Задача, которая стоит перед обучающимися – закрепить полученную теорию. Проходят практические занятия по-разному – это может быть выезд на объект, экскурсия, подготовленные занятия.
Производственная практика отличается тем, что она проходит на конкретном производстве, где учащиеся вживую учатся работать по своей специальности.
Преддипломная практика – это самая ответственная часть практического обучения. Она проходит перед дипломной защитой, чтобы студент мог вникнуть в проблему выбранной темы и предложить решение.
Отчет по производственной практике
Отчет по производственной практике считается более трудоемкой аналитической работой, в сравнении с отчетом по учебной практике. Учащемуся потребуется досконально проанализировать деятельность производства, в котором он находился на практике. Требуется оценить всю производственную деятельность предприятия и выполнить установленные куратором задачи. Таким образом, получится изнутри изучить структуру производства со всеми тонкостями профессии. Это позволяет увидеть картину во всех направлениях. В отчет заносятся все новые практические знания и навыки.
Аналитическая работа производства выносится во вторую главу будущего диплома студента, поскольку в ней содержатся необходимые выводы. Нередко в этой части работы присутствует много графической информации: таблица, диаграммы и т.д.
Отчет по практике на производстве подразделяется на теоретический и практический курс. Работа состоит из:
- титульного листа;
- задания на практические занятия;
- календарного расписания;
- дневника;
- характеристики обучающегося;
- содержания;
- вводного подраздела;
- основного подраздела, куда включены теоретические и практически занятия;
- заключительной части;
- перечня литературы;
- приложений.
Титульный лист
Титульный лист заполняется по рекомендациям ректора ВУЗа. На странице прописываются название учебного учреждения, вид практики, тематика, специализация, сведения об обучающемся и педагоге, место практики и дата.
Индивидуальное задание на практику
Данный подраздел считается своеобразным введением. В нем прописываются цели и задачи для практиканта, предполагаемые результаты.
Согласно актуальному ГОСТу, в данном подразделе должно содержаться название ВУЗа, факультет, адрес и длительность прохождения практических занятий.
Данный подраздел координируется с руководителем практики на производстве, а утверждается ректором ВУЗа.
Календарный план
Календарный план представляет собой таблицу, в которой прописываются сведения о роде, длительности и времени выполняемых учащимся работ на производстве. В определенных ВУЗах к данному подразделу нужно приложить дневник по практическим занятиям.
Дневник по производственной практике
Дневник представляет основной отчетный документ. Обучающийся ежедневно вносит в дневник выполненные задачи или усвоенные знания.
Характеристика студента
Характеристика с производства содержит в себе сведения о навыках учащегося. Также в ней указывается уровень профессионального мастерства, индивидуальные качества, выполняемые поручения, предполагаемая оценка. Характеристику учащемуся заполняет куратор на производстве.
В соответствии с ГОСТом на 2020 год, в характеристике обучающегося должны присутствовать название производства, его реквизиты, фактический и юридический адрес производства, контактные телефоны, ФИО учащегося, курс, кафедра, срок прохождения практических занятий, сведения о выполненных работах и профессиональных достижениях.
Содержание
Содержание заполняется согласно практической программы и ГОСТа. Напротив заголовков должна проставляться нумерация.
Помимо этого, данный раздел содержит сведения об оценке теории, навыков вливания в новый коллектив и приспособленности к новому месту работы, личностные характеристики, обязанности, которые выполнял обучающийся и полученные умения после прохождения практического курса. На последнем листе руководитель практики ставит оценку практиканту и заверяет ее подписью и печатью.
Введение
Вводная часть служит для обозначения целей и плана исследования, поэтому содержит:
- данные о производстве, где обучающийся проходил практический производственный курс;
- цели и задачи практических занятий;
- объект и предмет исследования;
- оценка актуальности темы;
- предполагаемые итоговые заключения.
Введение имеет схожесть с водной частью для курсовой работы.
Основной раздел
Основной раздел подразделяется на главы. Он состоит из теоретических и практических подразделов. В теоретическом подразделе согласно ГОСТа прописываются основные характеристики производства, где проходились практические занятия. Также здесь можно указать структурные подразделения, описать уставную и юридическую документацию и основные направления деятельности производства. В практической части проводится более доскональная характеристика работы организации, оговаривается включенность студента в рабочий процесс, а также можно указать предложения, направленные на повышение эффективности производства. Помимо этого, в рамках этой части можно прописать достоинства и отрицательные моменты в управлении предприятием. Также сюда можно включить расчеты и графические данные.
В специальном разделе данной части можно рассмотреть конкретный отдел, где учащийся проходил практический курс и конкретно работал на выявление наличия затруднений в производственном процессе и способов их устранения.
Практика отражает практическую работу по профильной специализации:
- для юриста – составление судебного иска;
- для бухгалтера – написание годового отчета по хозчасти;
- для экономиста – приблизительный план доход и расходов;
- менеджер в строительной сфере – отчет о реализации стройматериалов;
- для преподавателей – составление учебного плана;
- для технологов – составление карточки-раскладки блюд.
Также можно прикрепить к отчету материалы, с которыми работал обучающийся – бланки, ведомости и иные документы. Следовательно, практикант, проходящий практику в строительной компании, может приложить смету, а бухгалтер – финансовую отчетность, воспитатель – собственно разработанные методические пособия. К ним предъявляются требования только по оформлению – в обязательном порядке нужно указать номер приложения, а в самом отчете делается ссылка на него.
Заключение
Написание заключение производится на основе выводов, сделанных студентом в процессе прохождения практического производственного курса. В заключении обязательно должна присутствовать информация, где указывается общий мониторинг деятельности предприятия, а также вся выполненная работа обучающегося. Помимо этого, требуется указать достигнутые цели и выполненные задачи, которые были поставлены перед началом практического курса. Именно этот раздел досконально проверяется преподавателем.
Также заключение должно отражать:
- степень профессиональной пригодности;
- умение выделять главные производственные недостатки и находить выход решения для них;
- сопоставлять их с целями и задачами;
- делать самому выводы, касающиеся проблемной ситуации.
Перечень литературы
Перечень литературы представляет собой перечисление всех научных трудов и прочих источников, которые применялись в процессе составления отчета по производственной практики. Оформление данного подраздела производится в соответствии с рекомендациями ВУЗа или требованиям ГОСТа. В перечне также прописывается производственная документация, нормативные сведения, литературные научные труды, источники из интернета.
Самостоятельное составление отчета по практике – это интересная и увлекательная работа.
Приложения
Приложения не относятся к обязательным для написания, их наличие определяет сам обучающийся. Здесь можно указать различные графические материалы: чертежи, схемы, чтобы более полноценно дать оценку производству и описать работу предприятия, не перегружая основной раздел.
Полностью написанная работа в обязательно порядке прошивается. В дополнении прикладывается направление на практику. Все подписи заверяются печатями.
Скачивать отчет с Интернет-ресурсов не желательно, так как каждый практикант проходит производственные практические занятия на определенном предприятии, имеющим свои нюансы деятельности. Помимо этого, каждый ВУЗ предъявляет свои рекомендации как по написанию, так по оформлению и структуре отчета.